Мастер-класс по батику: роспись панно; лилии

Самодельные батиковые изделия

Для того чтобы изготовить самостоятельно красивую поделку, лучше использовать холодную технику, так как она куда проще. Чтобы сделать все правильно, новичку нужно ознакомиться с пошаговой инструкцией по батику.

Материалы и инструменты

Для работы лучше выбрать хорошо проветриваемое помещение, ведь пары резервирующей жидкости могут быть вредны для здоровья и самочувствия. А также подобрать старую одежду для работы, так как краску по ткани будет довольно сложно отстирать.

Для работы понадобится:

  1. Материя, на которой будет выполняться рисунок. Подойдут тонкие лёгкие ткани, такие как шелк или батист. Плотные материалы нежелательны, так как резерв может не полностью пропитать ткань и оставить нежелательные разводы.
  2. Подрамник, пяльцы или рамка для закрепления ткани. Для работы с краской материя должна быть равномерно натянута и закреплена на поверхности.
  3. Краски по ткани. Они продаются в специальных магазинах для творчества. Можно приобрести целый набор для батика, в который также будет входить резервная жидкость и стеклянная трубочка для ее нанесения.
  4. Кисточки. Лучше использовать мягкие: беличьи или синтетические.

Изготовление шаг за шагом

Первый этап — разработка эскиза. Для этого нарисуйте или распечатайте эскиз предполагаемого рисунка на листе бумаги, сохраняя все размеры. Он должен быть максимально простым и содержать как можно меньше мелких деталей. Обведите контуры жирным фломастером.

Перенесите рисунок на материю. Для этого подложите эскиз под ткань и обведите карандашом. Следующий шаг — заполнение контура резервной жидкостью. Для этого используйте стеклянную трубочку, если резерв не в специальной тубе.

После нанесения и высыхания резерва, проверьте его целостность, смочив отдельные детали водой. Если резерв хорошо сохраняет влагу, можно приступать к окрашиванию. Прокрашивайте детали тщательно, хорошо промывая кисть при смене цвета.

Теперь один из самых ответственных этапов — закрепление краски.

Есть несколько способов ее закрепления:

  1. Запекание в духовке. Изделие оборачивается в хлопчатобумажную ткань и ставится в холодную духовку, постепенно разогревающуюся до 150 градусов, на 15−20 минут. После чего духовку нужно выключить, а изделие вынимать не раньше чем через час.
  2. Запаривание на водяной бане. Этот вид обработки изделия более сложный, так как поделка не должна контактировать с водой или паром. Для этого не нужно несколько раз обернуть в бумагу или ткань.
  3. Если нет возможности применить ни первый, ни второй способ, то можно просто прогладить изделие утюгом с обратной стороны. Режим глажки должен соответствовать типу ткани. На каждые 10 сантиметров ткани нужно уделять 3−5 минут интенсивного проглаживания.

Несмотря на то что краска была закреплена, стирать такую самоделку можно только при температуре не выше 30 градусов, желательно руками.

Как декорировать шарфик своими руками?

Перейдем от теории к практике. Попробуйте сделать такой очаровательный шарф, изготовив ткань батик холодным способом. Для этого возьмите:

  • прямоугольник белого шелка размером 0,5х1 м;
  • кнопки;
  • рамку для натяжения ткани;
  • прозрачный резерв и трубочка для него;
  • специальные краски для батика голубого и синего цвета;
  • бензин, который используют для зажигалок;
  • емкости, чтобы разводить краски;
  • 2 кисточки;
  • фен;
  • крупную соль.

Увлажните ткань водой, используя кисть. Натяните полотно на раму, прикрепите к ней кнопками. Чтобы сделать ткань батик, нанесите на полотно кистью голубую краску.

В данном случае роспись по ткани начата со среднего сектора. Здесь по плану должны находиться облака. Разбавьте краску небольшим количеством воды, нанесите на полотно, а сверху посыпьте крупной солью. Такая манипуляция нужна для того, чтобы соль впитала воду, при этом на ткани останутся эффектные разводы.

Посушите этот участок струей теплого воздуха, держа фен не близко к полотну, затем стряхните соль. После оформления середины, переходим к краю, на котором изобразим море.

Также намочите этот участок ткани водой, натяните его на раму

Осторожно, чтобы не проглотить резерв, втяните его в трубочку. Выдувая на полотно, изобразите волны или другой рисунок моря. Могут получиться водоросли или чешуя диковинных рыб

Могут получиться водоросли или чешуя диковинных рыб.

Просушите резерв, вновь увлажните ткань водой, покрасьте этот участок голубой и синей краской.

Натяните другой край шарфа, на котором будет изображена земля и растения на ней. Нарисуйте резервом цветы, например, ромашки, траву, просушите. Увлажните ткань, раскрасьте эти цветы.

Высушите шарф феном, снимите с рамы. Чтобы закрепить краску, несколько раз прогладьте оформленное полотно с лицевой и изнаночной стороны утюгом. После этого нужно прополоскать изделие в холодной воде, чтобы ушла соль. В заключение — опять несколько раз прогладить утюгом. Все, можно красиво завязать шарф на шее и полюбоваться тем, каким замечательным он получился.

История происхождения

Различные способы росписи тканей появились еще с древних времен, более 2000 лет назад. Наиболее распространены были на Востоке — в Китае, Японии, Малайзии, Перу, Индии.

В этих странах расписывали шелковые ткани, достигая при этом высокого мастерства, вещи получались изумительной красоты. На территории Африки также расписывали ткани, только другими способами, отличными от восточных.

  • Новый виток это искусство получило в Индонезии на острове Ява в 12 веке.
  • Поэтому история возникновения техники батик считается с этого времени.
  • По индонезийской технологии контуры рисунков наносились воском, как в современном горячем батике.
  • Индонезийцы не только достигли высокого мастерства росписи тканей, но и придавали таким вещам особый сакральный смысл.
  • Они верили, что выполненный вручную батик обладал мощными защитными силами, исцеляющими от болезней свойствами.

Сейчас этот вид искусства росписи на тканях широко распространен и популярен во многих странах мира. Смотрите на фото, что можно выполнить техникой батик на изделиях из ткани.

Для многих этот вид творчества стал любимым хобби, отличным способом делать свои вещи красивыми, оригинальными. Многие художники создают в технике батика свои шедевры.

Горячий батик

Контурные линии делаются горячим воском с помощью чантинга, приспособления с тонким или широким наконечником, в зависимости от требуемой ширины линии.

В местах нанесения воска остаются неокрашенные линии.

  • Готовый батик обрабатывают в горячей воде. Если проглаживают утюгом, то ткань помещают между слоями бумаги, чтобы очистить ее от контурного вещества.
  • Воск сложнее отчистить, поэтому многие мастерицы выбирают смесь воска с парафином, который легче потом снять.
  • Такой способ подходит для хлопчатобумажных материалов.
  • Краски наносятся послойно, для получения большей яркости, создания равномерных переходов одного цвета в другой.

Что нужно для батика: ткани, рамки, краски

Для того чтобы заниматься батиком, понадобятся такие материалы, инструменты и приспособления:

  • Ткань для росписи (шелк, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
  • Пяльцы для вышивания (для незначительных площадей), рамы, подрамники, кнопки для закрепления материала в раме.
  • Кисти разной толщины с синтетической и натуральной щетиной. Для крупных рисунков – флейцы, для росписи – круглые.
  • Набор красок (термозакрепляемые и «под запаривание»), пипетки, распылители, специальные стеклянные трубочки.
  • Лейки и чантинг, необходимые во время работы с горячим воском.
  • Штампы, листы копировальной бумаги, трафареты, контурные карандаши и смеси, исчезающий маркер.
  • Грунтовочные составы, эффектарные соли, восковые резервы, контуры.
  • Фен с режимом холодной сушки.


Что нужно для батика?

Принты акриловыми красками – выполнение

Самым надежным методом создания оригинальной вещи является окрашивание акриловыми колерами. Можно применять разнообразные способы нанесения красок.

Копирование рисунка с бумаги

Быть художником для создания шедевров в данной случае не нужно. Достаточно обладать аккуратностью, чтобы четко обвести рисунок на ткани. Его распечатывают на принтере, делая контуры жирными, темными (иначе их не будет видно через ткань). Далее вещь натягивают на картон или лист фанеры, подкладывают между слоями выбитый рисунок, фиксируют булавками, обводят чертеж простым карандашом или специальным маркером для материи. После можно приступать к прорисовке изображения красками.

Рисование по ткани от руки

Если есть художественные способности и фантазия, можно выполнить рисунок без шаблона, вручную. Профессионалы работают непосредственно красками, новичку лучше вначале нарисовать контуры простым карандашом. Особенно хорош данный способ, если предполагается некоторая легкость, небрежность в картинке.

Нанесение по трафарету

Трафареты реализуются в специализированных магазинах в большом количестве. Очень удобно пользоваться данной методикой, если надо многократно копировать один и тот же рисунок (форма для команды, салфетки и т.д.). Трафарет прикладывается к ткани, фиксируется булавками, скрепками и обрисовывается красками.

Трафаретная печать

Применяется для создания сложных рисунков, многоцветных изображений. Метод предполагает использование особой краски и сеток для трафаретной печати, также потребуются валик и иные инструменты. Лучше отдать изделие в мастерскую, где все работы будут выполнены качественно.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши. 

Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур. 

Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

Виды батика с фото

Существуют 2 основных типа батика: горячий и холодный. Они различаются по технике изготовления, часто классифицируются в зависимости от используемого инструмента. Однако также выделяют еще 3 разновидности: шибори, узелковую и свободную роспись.

Горячий

Основными рабочими материалами горячего метода являются краски и парафиновый резервный состав. На тканевую основу наносят контуры рисунка, затем последовательно окрашивают его участки, начиная со светлых и заканчивая темными тонами.

После нанесения какого-либо цвета обработанные зоны покрывают расплавленным парафином, который не позволяет запачкать их при дальнейшей работе.

Техника горячей росписи чаще применяется к грубым натуральным материалам, которые не деформируются, не разрушаются при кратковременном высокотемпературном воздействии.

Картина в технике горячей росписи.

Холодный

В этом случае применяется холодный резервирующий состав, которым обводят границы рисунка на полотне. После этого наносят основные слои красок.

Картина в стиле холодный батик.

Узелковый

Узелковым батиком называют разновидность росписи, когда кусок ткани завязывают узлами в местах, которые должны остаться чистыми. Изделие погружают в красящий состав, высушивают, затем разворачивают. Получаются необычные узоры.

Существуют различные способы складывания тканевого материала. Каждый мастер изобретает собственные методы, получает новые виды изображений. Чем сложнее узлы, тем интереснее рисунок.

Образец росписи в стиле узелковый батик.

Шибори

Шибори (японский батик) является прообразом узелкового ремесла. Существует много вариаций этой техники, однако первоначально она подразумевала перевязывание материала веревкой в тех местах, куда краситель не должен проникнуть.

Сегодня шибори имеет большое число разновидностей:

  1. Каноко сибори, который в западных странах называют «тай-дай». Он включает в себя связывание участков ткани с помощью нити для получения желаемого рисунка. Узор зависит от того, где и насколько плотно перевязан материал.
  2. Миура сибори, также известный как петлевой переплет. Он включает в себя иглу с крючком и выщипывание участков ткани. Затем нить дважды обматывается вокруг каждой секции. Нить не завязана, напряжение – единственное, что удерживает секции на месте. Полученная окрашенная ткань имеет водоподобный дизайн. Поскольку узел не используется, миура сибори очень легко завязывать и развязывать, что делает эту технику широко используемой.
  3. Кумо сибори представляет собой плиссированный и связанный резист. Этот метод включает в себя очень тонкое, равномерное плиссирование участков ткани. Затем материал переплетается в очень тесных секциях. В результате получается очень специфический паукообразный дизайн, требующий очень точной техники.
  4. Нуи шибори включает сшитые шибори. На ткани используется простой бегущий стежок, затем туго затягивается, чтобы собрать ткань. Для работы нить должна быть очень туго натянута, часто необходимо использовать деревянный дюбель, чтобы растянуть ее достаточно туго. Каждая нить перед окрашиванием завязывается узлом. Этот метод позволяет лучше контролировать рисунок, дает большое разнообразие узоров, но требует гораздо больше времени.
  5. Араши сибори также известен как сибори с обертыванием шеста. Ткань оборачивается по диагонали вокруг шеста. Затем ее очень туго связывают, обматывая нить вверх и вниз по шесту. Далее материал наматывают на шест. В результате получается плиссированная ткань с рисунком по диагонали. «Араши» – это японское слово, обозначающее бурю. Узоры всегда расположены по диагонали в араши сибори, что напоминает проливной дождь во время сильного шторма.
  6. Итадзимэ сибори – это техника сопротивления формы. Традиционно ткань зажата между 2 кусками дерева, которые удерживаются на месте веревкой. Материал складывают более 1 раза, создавая повторяющиеся узоры резистов по всей поверхности в развернутом виде.

Виды техники сибори.

Свободная роспись

Часто в качестве самостоятельного способа рассматривают свободную роспись, при которой не используются резервирующие составы. Рисунок наносится в произвольной последовательности, нередко при отсутствии заранее приготовленного эскиза.

Свободная роспись батик

Особенности по художеству

Краски маркируются по назначению и имеют сопутствующую инструкцию к применению. Акриловые и анилиновые краски разбавляются водой, но не спешите набирать ее из под крана. Воду нужно использовать предварительно очищенную или дистиллированную, во избежание некрасивых разводов из-за примесей в воде. Хотя наоборот, если специально добавить обычную поваренную соль в раствор, то можно разрисовать красивые пятнистые капли.

В батике рисование обычно начинают с нанесения специального резервирующего состава, который будет ограничивать краску.

Краски в основном на водной основе, поэтому можно варьировать оттенками и насыщенностью разбавляя в воде. Кисти используются в основном синтетические. На шелке и тонких тканях используют чаще легкие анилиновые красители, акрил берется тяжелой пленкой и желательно его использовать либо в очень разбавленном виде, что приведет к потере яркости цветов, либо на плотных тканях. Впрочем, на футболках достаточно часто встречается резиновые аппликации, которые в большинстве случаев не портят вид.

Статья по теме: Снеговик из ниток своими руками пошагово с фото и видео

Для рисования по ткани нужно запастись не только красками и специальным раствором для резерва, но и достаточно экзотическими инструментами — трубки для жидкостного резерва на основе бензина и резинового клея и медным чантингом, если используется горячий воск.

Ткань закрепляется на рамке из деревянных реек с помощью кнопок. Использовать можно дощечку, если объем работы небольшой. Картинки наносятся также различными способами. В зависимости от степени художественных навыков, можно использовать трафареты и шаблоны, или же разрисовать кистями вручную.

Мастер-класс

Глину Дарья покупает в строительных магазинах в больших и тяжелых мешках. Прежде чем начать с ней работать, глину надо неделю вымачивать, а затем разминать, доводя до нужной консистенции.

«Глина — очень чувствительный материал, ее нужно  раскатать, выбрать форму для вашего барельефа. Это может быть круг, овал, квадрат, прямоугольник. Теперь комок нужно расплющить руками, взять скалку и прокатать ровный пласт от центра к краям», — так начинается мастер-класс по ботаническому барельефу в мастерской Дарьи Ершихиной.

Затем на правильно раскатанную глину мы выкладываем живые цветы, лепестки и травинки. Делаем это так, как подсказывает чувство прекрасного. Кто-то добавляет фигурку ящерицы, кто-то делает оттиск вязаной авоськи.

«Вы должны понимать, что передний план — это все то, что мы сначала кладем на глину. Задний план — это всё, что идет дальше. Пропечатается всё, что коснется глины. Композиция зеркальная, поэтому всё, что слева на глине, окажется справа на панно», — уточняет мастер.

Дарья Ершихина. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Раскатываем глину. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Цветы для панно. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Живые цветы. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Раскладка цветов на глине. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Используем только живые растения и листья, сухоцветы для этой работы не подойдут. Летом Дарья собирает полевые цветы, ягоды и листья — всё, что находит по дороге в мастерскую. Что-то растет прямо в студии на подоконнике. Осенью и зимой мастер покупает цветы в магазинах.

«Почему нельзя использовать в этой работе сухоцветы?! Мы их просто не сможем снять из отпечатков. Все думают, что на наших панно цветы остаются внутри, они залиты гипсом и похоронены, но это не так. Просто глина очень четко повторяет все моменты, даже отпечатки пальцев», — объясняет Дарья.

Проходим по глине с цветами скалкой. Немного усилий, чтобы композиция была четкой и выразительной. Потом вынимаем цветы и глиняную форму с отпечатками заливаем гипсом, который замешивается по специальному рецепту, придуманному Дарьей.

Гипс, кстати, используют не строительный, а скульптурный. Такой материал берут для изготовления лепнины, например.

«Мы заливаем гипс в нашу форму барельефа и ждем, когда он начнет отдавать тепло. Минут 20, мы сможем перевернуть наше панно и увидим, что получилось. Идею ботанического барельефа придумала не я, впервые увидела его у знаменитой художницы Rachel Dein, за что я ей очень благодарна. И сразу сделала свой первый оттиск и до сих пор нахожу новые варианты исполнения», — продолжает Дарья.

Живые цветы. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Гипс. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Заливка гипса. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Ботанический барельеф. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Отметим, что глина здесь используется несколько раз, после мастер-класса Дарья убирает ее в пакеты. А цветы моет и высушивает, а потом их использует при изготовлении ботанических свечей. Так что производство получается экологичное.

Виды росписи по ткани

Главная особенность техники батик — разные цвета рисунка отделяются друг от друга контуром. В зависимости его типа выделяют несколько разновидностей:

  1. Горячий батик. Он подразумевает разделение деталей рисунка с помощью горячего воска, нанесенного на ткань по контуру рисунка. Он наносится специальным инструментом — чантингом. С этого вида батика началась история этой техники в целом и появилось ее название.
  2. Холодный батик. Появился намного позже с развитием химического производства. В нем применяется специальный резервирующий состав, похожий на гель и застывающий после нанесения на ткань. Его рецепт содержит бензин и клей, поэтому варить резерв в домашних условиях небезопасно. Так что лучше приобрести готовый набор. Холодная техника требует меньшее количество усилий, чем горячий батик, так как нанести специальный состав куда проще, да и ведёт он себя послушнее. К тому же люди стали использовать специальные жидкие краски по ткани, что тоже облегчает творческий процесс. Эта техника хорошо подходит для начинающих.
  3. Узелковый. Не предполагает нанесения резерва на ткань. Рисунок создаётся путем завязывания на ткани узелков в определенных местах, а затем окунания всей материи или ее частей в краску. Благодаря узелкам создаются неповторимые разводы, которые прекрасно выполняют роль лепестков цветов, листьев и бутонов.
  4. Шиборинг. Близок к узелковому батику и представляет собой создание рисунка на ткани путем прессования определенных ее частей. Шиборить можно на шерстяных изделиях, в том числе и сваленных, а также на шёлке.
  5. Свободная роспись по ткани. В ней не используется контур, а потому цвета плавно переходят друг в друга. Эта техника не так проста, как кажется на первый взгляд. Ведь на материю краска ложится совсем по-другому, нежели на бумагу.

https://youtube.com/watch?v=Io7RK3yRHgw

Узелковый способ

Этот вариант украшений изделий куда проще и не требует использования специального резерва. Вам понадобятся лишь красящие материалы (краски по ткани или, для первого эксперимента, раствор зеленки или любого другого красящего вещества) и ткань. Причем она может быть абсолютно любой.

При помощи этой техники можно легко украсить старую одежду, которая была испорчена небольшим пятном. Для этого разведите краску в небольшом количестве жидкости. Выберите ту часть предмета одежды (например, майки или футболки), которую вы хотите покрасить. Завяжите на ней несколько очень тугих узелков с помощью маленьких резиночек для волос и опустите в жидкость с краской.

После 5−25 секунд выдержки в краске (в зависимости от желаемого эффекта) достаньте одежду и высушите ее. Когда она практически полностью высохнет, развяжите узелки и хорошенько прогладьте изделие с изнаночной стороны.

Можно попробовать и свободную роспись (батик иногда причисляют к ней). Эта техника не менее интересная и увлекательная. Батик — это необычная и очень красивая техника украшения изделий, ее возможности очень широки, нужно лишь применять фантазию и воображение.

https://youtube.com/watch?v=erygL6Z9QUM

Originally posted 2018-08-29 09:28:43.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кожаная школа рукоделия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: