Перегородчатая эмаль: мастер-класс. техника перегородчатой эмали

Мастер-класс: имитация вуали в декупаже

Имитировать вуаль из ситца и складки в декупаже довольно просто, а результат очарует всех рукодельниц. Используя данную технику, можно заняться декором любых предметов: дощечек, бутылок, шкатулок.

Если вы решили самостоятельно сделать декупаж, тогда вам нужно заранее подготовить материалы для работы, чтобы в процессе не отвлекаться по мелочам

Для этого нужно:

  1. Загрунтовать заготовку;
  2. Зачистить поверхность с помощью наждачной бумаги и наклеить картинку;
  3. Покрыть поверхность лаком;
  4. Медиумом Антик или битумом немного сухой кистью нужно оттенить грани. Можно сделать набрызг;
  5. Далее рисуется вуаль, начиная с нижних контуров. Вид складок может быть разнообразным: односторонним, встречным или комбинированным. Контур наносится с помощью простого карандаша, далее тонкая кисть обводит это белой краской, которая слегка разбавлена водой;
  6. Белая краска сильно разбавляется водой, синтетическая кисть с полученной краской заполняет площадь вуали. От количества слоев будет зависеть прозрачность ткани;
  7. Там, где сгибаются «ситцевые» складки, краской выбеливаются полоски, – это и есть складки;
  8. На складках рисуются тени, благодаря ним у вуали будет живость и воздушность. Чтобы нарисовать тени, нужно разбавить черную краску водой. Тень растушевывается с помощью синтетической кисти со скошенными краями, так получатся нерезкие границы.
  9. По краю вуали рисуется белая окантовка, работа покрывается слоем акрилового лака.

Чтобы вуаль лучше было видно и она имела эффект воздушности, стоит выбрать темный фон для ее нанесения.

Изучаем понятие декупажа

Итак, декупаж – интереснейший вид творчества, базирующийся на украшении разных изделий с помощью достаточно простых материалов и инструментов. Техника декупажа осуществляется на основе вырезания или вырывания сюжетных фрагментов из салфетки, карты, бумаги и т.п. с дальнейшим их приклеиванием к выбранной поверхности. Далее, зафиксированные мотивы раскрашиваю, лакируют или производят другие манипуляции, о которых мы поговорим ниже. После окончания всех необходимых действий, по декорируемому изделию наносят несколько лаковых слоев с промежуточной сушкой и зашкуриванием каждого из них. В результате череды подобных работ, вы получаете восхитительный предмет с чудесным живописным узором.

Техника декупаж получила свое название от французского слова «découper», обозначающего «вырезать». С течение времени школа декупажа развивалась. Это искусство нашло своих любителей и почитателей по всему миру как в европейских, так и азиатских странах.

Декупаж своими руками делают на абсолютно разных поверхностях: стеклянных, деревянных, фарфоровых, керамических, металлических, пластмассовых и даже тканевых. В качестве декорируемого предмета, вы можете подобрать абсолютно любое изделие. Особенной популярностью пользуются предметы и аксессуары для дома, а также мебель, украшения и многое другое.

Подобрать сюжет и подходящий мастер класс по декупажу сейчас не составляет особого труда. Разнообразие узоров и орнаментов нанесённых на салфетки или специальные декупажные карты просто поражает своими многообразием, а школа декупажа или сайт во всемирно сети предлагают к просмотру обучающие уроки, в которых может разобраться каждая начинающая декупажница.

Декор деревянной шкатулки в стиле шебби шик

Эта работа настолько проста, что даже для начинающих рукодельниц ее выполнение не окажется сложным. Всего несколько этапов работы и несколько характерных ее особенностей, которые освоить можно достаточно быстро. Достаточно лишь следовать инструкции.

Ход работы:

  1. С заготовки аккуратно открутить и снять абсолютно всю фурнитуру.
  2. Смешать с водой темную краску. Смесь по консистенции должна напоминать нежирный кефир.
  3. Окрасить конструкцию подготовленной краской и подождать, пока она высохнет.
  4. Шкуркой обработать внешнюю часть изделия.
  5. Края обильно натереть воском.
  6. Теперь уже с водой смешать белую краску и полностью закрасить ей деревянную коробочку.
  7. После высыхания белой краски по уголкам пройтись наждачной бумагой, чтобы начал показываться в этих местах темный цвет.
  8. Выбрать подходящий рисунок на салфетке и вырезать этот мотив.
  9. Расслоить эту картинку и в работе использовать лишь самый верхний из слоев.
  10. Приклеить салфетки с помощью воды.

Япония

В Японию техника перегородчатой росписи пришла из Китай примерно в начале XVI века; в этой стране она называлась сиппо. Помимо перегородчатой эмали, эта техника использовалась в трех других формах эмалевого декора: гравированной, расписной и чеканной.

На заре искусства цветовая палитра на японских предметах была ограничена приглушенными оттенками, но с четким рисунком геометрических форм.

Но в середине 19 века были получены более яркие эмали, и техника фактически достигла своего рассвета. Изделия были довольно маленькими, с разнообразными точными рисунками, содержащими ссылки на различные японские символы, такие как драконы, орнаменты, фениксы и многое другое. Сама эмаль часто покрывалась тончайшей золотой фольгой, которая придавала нанесенной эмали дополнительный блеск.

Техника перегородчатой эмали

Многие помнят капли росы, пойманные летней паутинкой. У перегородчатой, как и у витражной (разновидности перегородчатой) эмали схожий принцип. Просветы в выложенном проволокой рисунке — ажурной филиграни — заполняют мокрой молотой эмалевой массой.

Изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Многоцветный рисунок обжигается в муфельной печи многократно

Эмаль сплавляется и образует как бы стекло, вправленное в просветы металлического кружева.

Для наглядности мы разместили видеоролик, где показан весь процесс изготовления фигурки, декорированной перегородчатой эмалью:

Пояснения от авторов ролика: этапы изготовления изделия с перегородчатой эмалью

  1. Эскиз изделия переводится на медь при помощи белой гуаши и копировальной бумаги. Получившийся на металле рисунок закрепляется чертилкой
  2. Заготовка выпиливается ручным лобзиком. Чеканным молотком ей придается нужный объем, надфилем доводится до идеального соответствия эскизному контуру
  3. Заготовка отжигается и отбеливается в кислоте. Поверхность покрывается слоем прозрачной эмали и обжигается в печи при t 800*C
  4. Приступаем к изготовлению перегородок. Здесь понадобится вальцованная серебряная проволока 999 пробы, пинцет и круглогубцы. Из проволоки выгибаются фрагменты рисунка и фиксируются на поверхность эмали специальным клеем, который полностью выгорает в процессе последующих обжигов
  5. Получившиеся ячейки заполняются эмалью, разведенной с водой. Изделию дается полностью просохнуть – иначе при обжиге вода начнет закипать и разбрызгивать эмаль
  6. Когда изделие (в нашем случае — лошадка) полностью высыхает, его кладут на подставку и помещают в уже разогретую до 800 градусов муфельную печь. Обжигается изделие всего минуту. Вынутая из печи эмаль должна остыть при естественной температуре без резкого охлаждения. Дальше продолжаем работать с цветом, закладываем и обжигаем разные оттенки эмали до тех пор, пока не достигнем задуманного результата
  7. Из латуни паяется основа для броши и в нее монтируется лошадка

Витражную эмаль отличает от перегородчатой только то, что она прозрачна, если смотреть сквозь изделие на свет. У перегородчатой же имеется «донышко» — непрозрачная основа обычно из меди, серебра, либо желтого золота. Кстати, есть мнение, что в старину (до Бенвенутто Челлини, виртуоза витражной эмали), «донышко» именно стачивали, и после обжигали.

Эта эффектнейшая техника перегородчатой эмали — подвиг бесконечного терпения и сноровки. Её любили мастера Ар Нуво, не искавшие лёгких путей.

Идеи для декора предметов домашнего интерьера

Если вы не знаете с чего начать, и что можно выбрать для декупажа, мы с вами рассмотрим небольшую подборку интересных предметов для декорирования. Надеемся данные творческие идеи вдохновят вас на собственный креатив и у вас дома появятся уникальные вещицы потрясающей красоты.

Только посмотрите, как преображаются обыкновенные деревянные вешалки с помощью рисунков на обыкновенных салфетках. Как сделать декупаж на такой поверхности, вы можете проследить пошагово на фото.

Кроме того, используя декупаж, простые дверные ручки могут стать интересным арт объектом, который обязательно привлечет к себе восторженные взгляды.

Техника декупажа для особенно терпеливых мастериц может пригодиться даже для украшения лестницы.

В преддверии любимых праздников, вы можете взять на вооружение идеи по украшению тыквы или пасхальных яиц, которые не только украсят вам дом, но и станут приятным подарком для родных и близких.

Хозяйкам придутся по душе декоративные баночки, ведерка, шкатулки или цветочные горшки. Простоя оглянитесь вокруг, практически любой предмет, имеющийся у вас дома может получить новую жизнь Грамотно выбранная картинка только добавит изящества вашему интерьеру и придаст ему присущей только вам индивидуальности.

Малахитовый декупаж шкатулки: мастер-класс

Малахитовая роспись – это достаточно сложная и кропотливая работа, которая позволяет получить рисунок, имитирующий поверхность ярко-зеленого минерала. Для того, чтобы выполнить этот вид декупажа понадобится: декупажная карта или салфетка с мотивом в соответствующей малахиту цветовой гамме, акриловые краски (черная, белая, бирюзовая, темно- и светло-зеленая), замедлитель для высыхания акрила, плотный картон, ножницы, синтетические кисти, золотой пигмент, поролоновая губка, наждачка, целлофановый пакет, глянцевый лак для декупажа.

Оформляем шкатулку:

  1. Подготавливаем поверхность заготовки к оформлению.
  2. Покрываем, при помощи поролоновой губки, всю поверхность шкатулки белой краской, смешанной со светло-зеленой.
  3. Обрабатываем слой наждачкой и покрываем лаком.
  4. Мазками наносим на поверхность шкатулки бирюзовую краску (оставляя свободные места) и прижимаем мазки целлофановым пакетом для получения нестандартных оттисков.
  5. Берем темно-зеленую краску и добавляем к ней черные вкрапления, накладываем таким же образом на уже прорисованную бирюзовым область.
  6. Берем картон, прикладываем к мазкам и снимая, оттягиваем их в сторону.
  7. Фиксируем результат лаком.
  8. К каждой краске добавляем замедлитель и при помощи криволинейного картона наносим мазки, чередуя светлую краску с бирюзовой и темной.
  9. Результат фиксируем закрепителем-лаком.
  10. После полного высыхания изделия, приклеиваем салфетку, добавляем на выступающие контуры золотой пигмент и лакируем изделие.

Малахитовый декупаж следует проводить очень аккуратно и последовательно

В такой технике может быть оформлена как прямоугольная, так и круглая, овальная шкатулки. Такое декорирование требует усидчивости и большого количества времени, но оно позволяет создать невероятно красивое, уникальное изделие с поверхностью, имитирующую малахит.

Роспись шкатулки

Для того, чтобы создать уникальное изделие в технике росписи, вовсе не нужно быть профессиональным художником. Конечно, некоторые узоры могут нанести только профессионалы, но и для простого мастера есть способы красиво оформить работу.

Набор материалов для работы включает в себя заготовку для декорирования, краски (лучше акриловые), кисточки, трафарет, грунтующее покрытие.

Как говорилось ранее, в начале работы шкатулку нужно подготовить к работе: очистить, обезжирить, ошкурить, загрунтовать. Грунтовка необходима, чтобы выбранные цвета не исказились при нанесении.

После грунтовки на изделие наносится основной тон, затем шкатулку лакируют. На выбранных поверхностях закрепляется трафарет и закрашивается рисунок. Лучше использовать густую краску, чтобы рисунок получился четким. Но зачастую его приходится подкрашивать еще раз. Когда нанесенный рисунок высохнет, заготовка покрывается лаком.

Оформление мебели: лучшие варианты

Особенно эстетически смотрятся элементы с декупажем в домашней или дачной мебели: рукодельные творения придают интерьеру особый шарм. С помощью данной техники можно создать следующие предметы:

  1. Спинка или сидение стула (табуретки). С должным количеством лакировки его можно использовать по назначению, либо в качестве подставки под цветы.
  2. Шкаф или комод потребуют затрат на материалы и времени на охват большой площади, но результат порадует всех домашних. Особенно хорошо это будет смотреться в детской.
  3. Туалетный столик нейтральных тонов можно украсить в тон спальне с помощью декупажной техники.
  4. Рабочий стол давно мечтает избавиться от псевдо-деревянной клеенки — подарить новый образ месту для дела можно с помощью рисунков в салфеток и тканей. Обновленное рабочее место будет радовать глаз каждый раз, когда придется за ним работать.
  5. Обеденный стол тоже можно оформить в стиле тонов кухни или гостинной. Лучше выбирать светлые зеленые и голубые тона, чтобы визуально не перебивать аппетит яркими пятнами.
  6. Декоративные полочки с тематическим рисунком из салфеток можно наполнить книгами, цветами или статуэтками.
  7. Украсить можно не только целый предмет, но и уголки мебели: стол, кухонный шкаф, стул или дверь. Такое решение не будет мозолить глаз, но придаст особую изюминку интерьеру.
  8. Детская кроватка — одно из самых подходящих мест для проявления творчества. Декупаж отлично дополнит стенки кроватки и сделает предмет мебели более этническим и волшебным.

Фото изделий в технике декупаж

Интересный декор всегда вдохновит и вызовет положительные эмоции у обладателя арт-объекта в таком стиле

Магия подобных работ заключается в том, что любой предмет, привлекший внимание художника, становится обыденным, доступным к интеллектуальному или эмоциональному потреблению

В каких бы превращениях ни представало перед зрителем дизайнерское решение, в нем всегда читается программная идея – расширение понятия искусства за пределами художественного рода деятельности.

Вазы оформлены с помощью декупажа.Оформление в стиле прованс.Симплисити стиль в оформлении.Шкатулка оформлена в викторианском стиле.

Виды эмалей

Один из самых красивых видов перегородчатой эмали – витражная. Она появилась в Италии в 16 веке, а к 19 столетию попала и в Россию. А вот техникой перегородчатой эмали, в отличие от витражной, на Руси к тому моменту владели уже несколько столетий.

Эмали разделяют по разным признакам, в том числе по оптическим свойствам. Выделяют прозрачную, непрозрачную и опалесцирующую (полупрозрачную) разновидности.

В целом же конкретный вид эмали получается в зависимости от соотношения основных ингредиентов, использующихся при ее изготовлении. Рецептуру и по сей день чаще всего подбирают экспериментально. В готовые растворы нередко добавляют различные красители или окрашивающие пигменты. По цветам также можно выделить несколько основных видов: желтая, красная, коричневая, синяя, зеленая, черная. Итоговый цвет будет зависеть от того, какой краситель и в какой концентрации был использован при изготовлении материала.


Грузинская перегородчатая эмаль

Рязанский клад 12 века

В этой технике выполнены изображения на произведениях 12 века из знаменитого Рязанского клада, найденного в 1822 году. Крестьянин пахал поле и неожиданно увидел в земле полуистлевший кожаный мешок. А раскрыв его, обнаружил усыпанные драгоценнымии камнями массивные золотые украшения. Их зарыли, когда грозные орды Батыя приближались к Рязани. Но владельцы уже не вернулись за сокровищами. Драгоценности пролежали в земле почти 600 лет.

Среди предметов клада — подвески-колты, которые женщины Древней Руси прикрепляли к головному убору. Они поражают роскошной отделкой и необычайно крупными размерами: диаметр каждой — 12 сантиметров, вес — 400 граммов. Полые внутри, колты наполнялись ароматическими веществами.

На колтах Рязанского клада видим полуфигуры молодых князей Бориса и Глеба, живщих в 9 веке и вероломно убитых старшим братом, посягавшим на княжеский престол. Трагическая судьба юных князей вызвала особое почитание в народе.

Колт из Рязанского клада.12й век

Ожерелье из Рязанского клада.12й век

Техника перегородчатой эмали

Изображения исполнены в технике перегородчатой эмали, требовавшей от ювелира высокого мастерства. Сначала на металле процарапывался рисунок, по контурам напаивались тонкие золотые перегородки, а образованные ячейки заполнялись слегка смоченным эмалевым порошком. Затем изделие несколько раз обжигали и тщательно полировали до тех пор, пока смоченную водой часть поверхности нельзя было отличить от сухой.

Древние изображения в технике перегордчатой эмали миниатюрны. При этом в них переданы даже такие детали, как зрачок глаза, мельчайший орнамент, складки одежды. Фигуры князей на колтах невелики по размеру, но их можно подробно рассмотреть. Борис и Глеб в княжеских одеждах: красных хитонах (длинных подвязанных рубахах), поверх накинуты темно-голубые плащи, застёгнутые на правом плече пряжкой-фибулой. На головах конусообразные княжеские шапки с белой опушкой.

Во времена монголо-татарского ига секрет создания перегородчатых эмалей был забыт. И всё же мастера-ювелиры продолжали использовать эмаль. В 14-15 веках она обычно служила фоном для резных или литых изображений.

Колт Райское Древо и птицы.Перегородчатая эмаль.11й век.

Виды декупажа

Выделяют 5 основных приемов салфеточной техники. Все они различны, но имеют единую структуру.

Прямой

Рисунок наклеивается прямо на украшаемую форму.

Основание любое:

  • древесина в любом виде (пропитанная, отшлифованная, лакированная и т.п., разница будет только в потраченном времени на подготовку);
  • фанера (с обработкой или без нее);
  • стеклянные изделия;
  • пластик различной фактуры;
  • фарфор, фаянс;
  • ткань;
  • глина;
  • керамика;
  • кожа;
  • металл и т.д.

Изображения можно взять из салфеток, состоящих из 3 слоев, рисовой бумаги или специальных карт. Декупаж отличается от аппликации выбранными материалами, техникой наклеивания и конечным результатом.

Чтобы без труда нанести рисунок, применяют различные способы: вымачивание в воде, обработку тонкой шлифовальной бумагой, вырезание ножницами.

При горячем способе салфетка покрывается специальным текстильным клеем в множество слоев, после высыхания ткань осторожно разглаживается теплым утюгом через ткань. Методы прямого декупажа:

Методы прямого декупажа:

  1. Убирают слой бумаги, приклеивают цветную фотопленку. Получается живописный, изящный рисунок.
  2. Бумагу с мотивом замачивают в воде, на обратную сторону наносят клей, а также на готовую поверхность изделия. Рисунок накладывают изображением вниз. Сюжет клеят от середины, двигаясь в стороны, вытесняя воздушные пузыри.
  3. Картинку обрабатывают специальным лаком в множество слоев и после полного высыхания опускают в воду. Аккуратно убирают слой бумаги, а пленка из лака располагается на готовой поверхности, которую нужно украсить.

После просушки обрабатывают наждачной бумагой, пока поверхность не станет гладкой.

Иногда плоскость и изображение тонируют, создают масштаб, делают эффект прошлого т.д.

Прямой декупаж для начинающих.

Обратный

Выбирают прозрачные формы, в основном из стекла. Мотив наносится с внешней стороны предмета лицевой стороной к стеклу. Этот прием больше всего подходит для посуды, т.к. одна сторона остается нетронутой, пригодной для использования. Данный способ хорошо соединяется с художественным видом, т.к. можно дорисовать фон и контуры изображения.

Объемный

Применяется там, где нужно сделать детали обширными. Главное заключается в применении материалов – скорлупы яиц, бусин, текстурной пасты, драпировки из ткани, ракушек, камней и т.д. В общей сложности получится рельефная поверхность. Этот технический прием выполнить непросто.

Объемный декупаж выполнить достаточно не просто.

Декопатч

Мотив приклеивается маленькими клочками пергамента на всю плоскость. Это похоже на одеяло из цветных лоскутов.

Также применяют салфетки, карты, фактура которых напоминает ситец, имеет цветочный рисунок, геометрические фигуры. Часто иллюстрируют окраску звериных шкур. Декопатч прекрасно выглядит на габаритных частях интерьера.

Художественный

Имеет составные части – наклеенное изображение и нарисованный фон с применением разных техник рисования. Получается как ручная роспись. Используется, когда картинка не занимает всю площадь предмета. Это наиболее сложный, и в то же время самый красивый вид прикладного искусства.

Художественный тип декупажа.

Третий этап – декупаж шкатулки

В нашем мастер-классе декупаж будет только на крышке шкатулки. У нас все подготовлено уже для этого. Берем распечатку из интернета (печаталось на обычном струйном принтере), обрезаем по нужному размеру и просто на разбавленный с водой клей ПВА (1:1) приклеиваем картинку.

Водоотталкивающая пленка перед покраской

Но, перед этим необходимо защитить рисунок – несколько раз брызгаем обыкновенным лаком для волос, самым дешевым. Он создаст водоотталкивающую пленку, и сюжет не поплывет от разбавленного клея водой.

Приклеенный
рисунок прокатываем резиновым валиком от середины к краям, для того чтоб выдавить все излишки клея. Ждем высыхания (я обычно оставляю на ночь для просушки). Высохший декупаж покрываем лаком пару раз широкой кистью. Лак я использую акриловый полуматовый Tikkurila Kiva. Безопасный лак, разрешено даже покрывать детские игрушки. Переход между краем рисунка и шкатулки сглаживаем наждачной бумагой.

Очень аккуратно действуем, чтоб не содрать бумагу. После — снова слой лака. Следим, чтоб не было подтеков и капель. Теперь надо сделать плавный переход от основного цвета к декупажу. Здесь очень все просто – берем наш смешанный цвет и аккуратно губкой проходимся по краям, создавая плавный переход от шкатулки к наклеенному рисунку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кожаная школа рукоделия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: