Декор предметов роспись техника декорирования jacarelado ложная мозаика дерево клей краска

Подготовительные работы

Порядок прост: сначала нужно накапливать визуальный опыт. Просмотрите десятки примеров работ, оцените рисунки с точки зрения последующего воспроизведения. Определите, как художник выстраивает композицию, как раскрывается картинка, что объединяет работы. Чем больше образцов вы внимательно изучите, тем более точным будет представление о предстоящей работе.

Важно не только изучить каждый этап росписи, но и натренировать руку в изображении основных узоров и элементов

Если цель изучить жостовские подносы – поэтапное рисование для детей, нужно показать образцы ребятам, проговорить с ними отличительные черты расписных изделий. Дети, как правило, используют беличьи кисти, гуашь, заготовки в виде подносов из бумаги, которые им и предстоит расписывать. Такие заготовки обычно уже имеют цветной фон.

Но и для взрослых такая подготовительная работа тоже полезна: прорисовать не одну бумажную заготовку, чтобы на бумаге отточить умение. Чтобы роза раскрывалась, ее нужно прорисовать не один раз. Чтобы запомнить все этапы росписи жостовских подносов, каждый из них нужно проработать как тренажер: нарисовать несколько замалевков, поработать с тенежкой и бликовкой.

В данном видео наглядно показано выполнение основных элементов и простых узоров жостовской росписи.

№4. Изготовление украшений

Давайте будем ориентироваться на модные веяния. Всё большую популярность приобретает техника создания украшений с использованием ленты шибори. Такие украшения сейчас очень актуальны, а сделать их по силам даже новичку. Работать с лентой удобно, ее можно как угодно растягивать, сминать и укладывать.

Шибори — это древнее японское искусство окрашивания ткани. Слово переводится как “выжимать”, “сжимать”, “сдавливать”, “складывать”. Лента шибори представляет собой шелковую плиссированную ленту ручного крашения. Купить ее можно в магазине либо у мастеров, которые ее изготавливают.

Такая лента отлично смотрится в сочетании с вышивкой бисером, сутажным шнуром, камнями, стразами. Шибори позволяет создавать роскошные и оригинальные украшения: кулоны, колье, браслеты, серьги, заколки, броши.

Ход работы

Существуют различные техники выполнения росписи по керамике. Это может быть простая точечная роспись с использованием шаблонов или сложные художественные рисунки, сделанные от руки. Все зависит от пожеланий и фантазии автора. Расписывать можно керамическую или глиняную посуду, покрытую глянцевой или матовой глазурью – блюда, кружки, чайники, горшочки и т.д. Рассмотрим, как можно сделать роспись на примере чашки и тарелочки.

Роспись начинается с подбора подходящего рисунка в качестве шаблона. Чтобы определиться с трафаретом, необходимо выбрать стиль будущей поделки. Это может быть строгий геометрический узор, абстракция, этнический орнамент, сюжет. Для вдохновения стоит посмотреть несколько фотографий расписной посуды.

Кружка, как правило, небольшого размера и имеет округлые формы, что надо учитывать при выборе рисунка. На чашечке можно изображать фрукты, животных, сюжеты, а также округлые узоры и орнаменты в виде каймы.

Трафареты и шаблоны рисунков для кружки могут быть такие:

Не стоит забывать и про народное мастерство – гжель, которая очень хорошо смотрится на керамических тарелочках. Чтобы сделать такую роспись, достаточно перевести через копирку понравившийся узор (наметить линии) или перерисовать его от руки.

Прежде чем приступать к росписи керамической поверхности, рекомендуется потренироваться делать гжельские узоры на бумаге гуашью. Синей и белой краской с помощью кисти делаются широкие мазки, чтобы получились лепестки цветов.

Гжельские узоры на тарелке могут быть такими:

  1. Начать раскрашивать кистью и красками фон и крупные детали перенесенного рисунка, придерживаясь намеченных контуров,

№7. Вязание руками

Вязание руками — настоящий тренд в сфере рукоделия. Да, представьте себе, сегодня вязать можно без помощи спиц и крючка и каких-либо других приспособлений — достаточно рук! Преимущества такого вязания очевидны:

  • вам не нужно тратиться на приобретение вязальных инструментов, если подходящих у вас нет, а также уделять время на их поиск;
  • вязать руками — это очень быстро и удобно;
  • в результате ваших трудов получаются уникальные эффектные изделия.

Производители пряжи стараются не отставать от модных веяний и придумывают всё новые виды пряжи, идеально подходящей для вязания руками. Среди таких новинок плюшевая пряжа Alize Puffy и Alize Puffy fine. Пряжа отличается не только своей толщиной, удобной для вязания руками, но и готовыми петельками, из которых состоит нить.

Еще одна пряжа, получившая широкое применение при вязании руками, — супертолстая пряжа. Огромные петли, которые получаются из такой пряжи, просто надевают на руки! Техника такого вязания ничем не отличается от обычной: петли сначала набрасывают на одну руку, служащую входящей спицей, а затем перебрасывают на другую и т.д.

Этапы создания рисунка

Этапы создания жостовского подноса:

  • Замалевка. Выбирают тему композиции и создают наброски букета.
  • Тенежка. Набрасывают тени, цветам придают объем.
  • Прокладка. Тщательно выписываются все элементы композиции.
  • Бликовка. На всех деталях выписывают блики. Создается эффект освещенности букета. Благодаря этому цветы приобретают объем.
  • Чертежка. Для выполнения этого этапа используют кисть. Благодаря такой росписи цветы становится похожими на живые. Мастер делает прожилки на листиках, вырисовывает семена и другие детали растений.
  • Привязка. С помощью стеблей и листиков собирают букет в единую композицию.
  • Уборка краев. Это завершающий этап оформления подноса. Борта изделия украшают различными орнаментами.

Эта сложная техника росписи, которую используют только профессионалы. Для начинающих лучше всего сначала освоить простые картинки, выполненные на листах бумаги.

Особенности жостовской росписи

Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое – названия деревень, которые стали прародителями одного из самых узнаваемых русских промыслов. Когда-то, около двух столетий назад здесь появились мастерские, в которых местные умельцы делали лакированные изделия из папье-маше. А Филипп Вишняков, бывший крепостной графа Шереметьева, создал свою мастерскую, где место шкатулок и других популярных изделий заняли подносы.

Изображения на подносах поражают реалистичностью

Со временем папье-маше заменило железо, и до сих пор железные подносы становятся главным продуктом жостовского производства. В основе направления – цветочный букет, рисовать который нужно по особой технике. Кажется, что реалистичность нарисованного объекта достигла небывалых для народного искусства вершин. Живая форма цветков и плодов отлично уживается с декоративной обобщенностью, роднится с кистевой росписью сундуков, туесов и прялок.

Нарисовать яркий жостовский поднос может даже не самый опытный художник. Но без тренировки и трепетного отношения к процессу начинающий мастер не справится. Росписи нужно учиться: колористическому построению композиции, всем этапам росписи, прорисовке каждого цветка и листика. Конечно, можно работать по трафаретам, но такое рисование хорошо лишь для знакомства с промыслом.

№1. Кинусайга

Кинусайга — вид творчества, который пришел к нам из Японии; предполагает создание узоров и изображений из кусочков тканей. Основные этапы изготовления вещей в технике кинусайга включают:

  • создание трафарета будущей работы, под который будут подбираться лоскутки;
  • перенос рисунка на ровную поверхность (чаще всего, пенопластовую);
  • создание прорезей по линиям рисунка;
  • заправление кусочков тканей в прорези.

Ограничений по выбору ткани нет: можно выбирать разную по текстуре и цвету, в том числе, ткань с рисунком — главное, чтобы готовая работа смотрелась гармонично. Поэтому стоит заранее представлять себе в мыслях конечный результат и стремиться выполнить задумку максимально точно.

Эта техника может пригодиться вам в изготовлении не только панно и картин, но и шкатулок, елочных шаров, пасхальных яиц , подарочных коробочек.

Способ надглазурной росписи

В 18 веке мастера гончарного дела смогли разработать и третий способ росписи, который был вызван желание гончаров сделать фаянс ближе по окраске к фарфору, который выглядит гораздо ярче и шикарнее. Данный способ состоит в следующем: после того, как произведен первый обжиг изделия, его окунают в непрозрачную глазурь, после этого следует второй обжиг, который отличается большей температурой. Вот только лишь после того, как изделие было обожжено второй раз, мастер наносил рисунок. Следующий шаг – третий обжиг, во время которого глазурь не расплавляется. Этот способ имеет свои преимущества – палитра красок обогащалась, потому что масса красок, не переносящих высокой температуры при обжиге, оказывается в руках гончара. Сама роспись производилась уже по твердой обожженной основе, за счет чего было возможным создавать живописные изображения. Но был и свой недостаток – краски утрачивали блеск и внутреннюю силу, пропадало своеобразное сияние цветовой гаммы.

Жостовские подносы в современной жизни

В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос — яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.

По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения. В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.

Советы о декупаже подноса

Почему декор подносов пользуется такой популярностью? Потому что можно купить дешевый вариант и отлично облагородить, не затрачивая много ресурсов.

  • Для обновления подноса лучше выбирать картинки на «пищевые» темы с изображением фруктов, булочек или кухонной утвари. Иногда удачно будут смотреться природные и цветочные мотивы.
  • Хорошо подойдут салфетки из-за своей легкой структуры. В хобби-магазинах можно встретить целые стенды с разнообразными салфетками, которые можно покупать поштучно.
  • Оригинально смотрится поднос в технике браширования. Актуально для декора только деревянных подносов. С использованием жесткой щетки вымываются мягкие волокна. Получается эффект состаренного дерева.
  • Эффект трещин создает метод кракелюр. После применения нужно сделать затирку трещин масляными красками либо нанести сразу два контрастных слоя краски, а между ними специальный лак, который высыхает и тем самым создаёт трещины в краске.

Подкладывание шаблонов к разным поверхностям

Расписываемые поверхности не всегда могут быть ровными. Даже обычное блюдце имеет полусферическую форму, а поэтому приложить к нему трафарет практически невозможно. Чтобы рисунок не искажался, нужно отдать много сил и времени на то, чтобы желаемая схема легла как можно ровнее и сохранила свой первоначальный вид.

Ровная поверхность

С ровной поверхностью работать проще простого. Поэтому с нее и стоит начинать новичкам в точечной росписи, чтобы набить руку.

Для новичков точечная роспись должна быть только на ровной поверхности

Достаточно приложить под прозрачную поверхность желаемую схему либо трафарет, закрепить его при помощи скотча и начать работать. Если рабочая поверхность имеет цвет, то на нее узор наносят при помощи копировальной бумаги противоположного ей цвета.

Роспись бокалов

Роспись бокалов точечной росписью не такое сложное занятие, как кажется на первый взгляд. Заготовленный шаблон или трафарет нужно расположить внутри бокала, закрепив его концы скотчем. При помощи ваты или бумажных салфеток нужно полностью наполнить бокал.

Это позволит шаблону лучше прилегать к выпуклым стенкам изделия. Остается лишь расписать изделие, ведь линии узоров будут прекрасно видны сквозь стекло.

Декорирование тарелок

Тарелки расписывать сложно из-за ее изгибов.

Есть несколько вариантов прикладывания шаблонов к данному изделию:

  • Каждый элемент узора вырезается и наносится на тарелку поштучно.
  • Шаблон прикладывается к поверхности полностью, а в месте где бумага искажается, его корректируют.
  • На тарелке прорисовывается центр узора и его основные контуры. После этого намечают остальные детали рисунка.

Декорирование тарелок в стиле точечной росписи начинается с центра тарелкиНебольшой лайфхак для росписи тарелок:

Нужно взять 2 идентичные прозрачные тарелки. Между ними нужно зажать трафарет или шаблон из ткани, который плотно ляжет к поверхности. Прозрачный верх позволит перенести схему узора на изделие, не исказив его очертаний.

Помимо этого, можно расписать тарелку опираясь лишь на фантазию.

Шаблоны для бутылок

Для точечной росписи бутылок нужно воспользоваться трафаретами или шаблонами, которые будут иметь вытянутую форму. Можно воспользоваться круговыми узорами, но, чтобы готовое изделие смотрелось красиво, схему нужно приложить очень четко. Главную сложность представляют концы рисунка, которые нужно соединить.

Решить данную проблему можно несколькими способами:

  • Не соединять окончания рисунка вовсе. Образовавшееся между ними пространство разрисовать самостоятельно.
  • Постараться просчитать диаметр бутылки и подогнать шаблон под него.
  • Для работы можно использовать узоры, которые состоят из повторяющихся и небольших фрагментов. Если рисунок не сильно совпадает, можно скорректировать его играя с деталями орнамента.

Если шаблон большой и сложный, его нужно наносить поэтапно. Это даст возможность скорректировать рисунок на любом этапе.

Типы составов

С учетом степени растворимости основных компонентов, способа приготовления глазури смеси делятся на полуфриттованные, фриттованные и сырые.

Сырые – это сложные составы, которые в воде не растворяются, используются в основном для обработки изделий из фарфора. Они просты в приготовлении.

Фриттованные глазури получают из веществ, которые растворяются в воде частично либо полностью. Их предварительно плавят в печах, потом охлаждают водой, сушат и измельчают. Те фриттованные глазури, которые были соединены с мелом, шпатом полевым, глиной, каолином, называются полуфриттованными.

Материалы для росписи

Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:

• наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.

• защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.

• грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.

• для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.

Что необходимо

Прежде чем приступать к росписи, нужно подготовить все необходимые материалы и инструменты.

В первую очередь, это краски и кисти. Чаще всего роспись по керамике делается акриловыми красками на водной основе. При желании готовую поделку можно покрыть акриловым лаком для лучшей защиты и большего закрепления краски. Кроме того, можно использовать контурные краски, которые хорошо подходят для точечной росписи и отделки готовой работы.

Для изделий, предназначенных под пищевые продукты, рекомендуется использовать специальные запекаемые краски. Роспись, сделанную такими красками, необходимо обжечь в специальных печах при 800 градусах. После этого из расписанной посуды можно спокойно и безопасно есть, не волнуясь за сохранность росписи и свое здоровье.

Кисти для росписи подойдут натуральные, например, беличьи или синтетические с мягкой щетиной.

Также понадобится рисунок или шаблон. Если автор хорошо рисует и не обделен фантазией, то можно обойтись и без готового изображения. Новички же могут купить или сделать трафареты.

Начинать стоит с простых рисунков и узоров, используя только краску и кисти. В дальнейшем можно подобрать более «ветвистые» схемы орнаментов или сложные сюжетные картинки. Сочетание нескольких техник росписи с использованием различных дополнительных материалов и экспериментирование с цветами и красками могут превратить хобби в целое искусство.

Кроме красок и кисточек, также понадобятся:

  • жидкость для обезжиривания поверхности – спирт, средство для снятия лака, уксус,
  • ватные диски,
  • копирка для перенесения рисунков,
  • мягкий карандаш,
  • скотч,
  • акриловый лак.

Основные особенности глазурования

Стекловидным веществом может покрываться, как вся керамическая поверхность, так и определенная ее часть. Тривиальный процесс глазурования, не осложненный многоэтапными работами, может длиться не более 6-7 часов. Независимо от способа нанесения глазури, все заканчивается процедурой обжига, причем готовое изделие не извлекается из печи до тех пор, пока полностью не остынет.

В составе поливных смесей присутствуют практически те же химические элементы, что и в керамических массах, это кварцевый песок, кремнезем, каолин, кварц, полевой шпат. Глинозем добавляется в глазурь, как модификатор. Он позволяет повысить показатель вязкости и эластичности, а также препятствует возникновению трещинок на прозрачной поверхности. Бура и борная кислота влияют на блеск поливы. Показатель прозрачности регулируется добавлением диоксида циркония и диоксида титана.

Глазури имеют сложный состав. Их компоненты обладают различной растворимостью, влияют на способ приготовления поливы, определяют ее физические свойства. Все глазури можно разделить на три вида.

  1. Сырые глазури отличаются своим сложным составом. Они не растворяются в воде и применяются для глазурования фарфоровых изделий.
  2. Фроттованные и полуфриттованные глазури в своем составе имеют растворимые в воде элементы.
  3. Фритты сначала плавят в печи, а затем охлаждают и измельчают в порошок. При добавлении модификаторов можно получить полуфриттованные глазури. В качестве модификаторов используют полевой шпат, каолин, глину или мел.

Особенности росписи

Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.

Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.

Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:

  • розы;
  • астры;
  • маки;
  • георгины.

На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.

Выделяют несколько вариантов расположения букета:

В центре. Это техника называется собранным букетом.

По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.

Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.

Техника витражной росписи

Для новичков лучше воспользоваться контурным способом, поскольку он более прост и позволяет быстро представить будущую работу.

Этапы выполнения:

  1. Обезжирить поверхность под рисунок спиртом, приложить трафарет к стеклу и обвести маркерами разных цветов.
  2. Снять аккуратно шаблон, можно поместить его под стеклом.
  3. Нанести контуры композиции, двигаясь от середины к краям. Стремитесь к тому, чтобы линии были сплошными и ровными.
  4. Дайте хорошо (согласно инструкции на упаковке) просохнуть контурной пасте.
  5. Заполните краской каждый участок, двигаясь от центра к краям. Очень сложно «нащупать» нужную толщину наносимого слоя. При тонком покрытии поверхность будет иметь разводы, пятна. Очень густо – может произойти перемешивание красок. Фон закрашивается последним.
  6. Высушите выполненную роспись. Для закрепления краски изделие можно обжечь в духовке или покрыть лаком.

Бесконтурная техника является более сложной. В ее основе заложено свободное движение красок по стеклу. Перемешиваясь, они создают причудливые абстракции.

Создается впечатление, что материалы растекаются произвольно. На самом деле нужно особое мастерство, четкое понимание свойств различных растворов, степени вязкости и густоты, сочетаемости цветов.

№3. Темари

Темари — древнее искусство изготовления специальных шаров, которое зародилось в Китае, а потом было заимствовано японскими мастерами. Сегодня эта техника обрела вторую жизнь, получив распространение во всем мире. Современных мастериц привлекают интересные геометрические рисунки и яркие жизнерадостные расцветки необычных шаров.

Основные этапы создания темари включают поиск основы (проще всего использовать готовый пенопластовый шарик), обматывание основы нитками, сначала толстыми, потом тонкими, а также создание разметки для выбранного рисунка, после чего следует этап вышивания шаров.

Шары темари — это прекрасное украшение для дома, особенно если вы хотите стилизовать свой интерьер под восточную тематику, их можно использовать в качестве оригинального, экзотического декора или талисмана на удачу, ведь японцы вкладывают в создание таких вещиц глубокий смысл — пожелание счастья, здоровья, благополучия. Но самое распространенное использование шаров темари — это елочные игрушки.

Бумага: виды рукоделия (список). Как найти свое хобби?

Из различных типов этого материала можно изготавливать сувениры в следующих техниках:

  • квиллинг — создание плоских или объемных изображений из скрученных полосок бумаги;

Все виды рукоделия (список с фото был представлен в данной статье) из бумаги показывают, насколько разнообразно можно использовать этот простой и доступный материал. Его легче всего выбирать в качестве творческого занятия. Те способы, где источником материала служат старые ненужные газеты и журналы, из которых в итоге получают отличные сувениры, можно использовать как безотходное производство в доме и интересное хобби для всей семьи.

№5. Шитье

Если вы вышиваете, то для вас будет не лишним освоить навыки швеи, чтобы создавать своими руками чудесные вещи. Вышивка давно “выходит за рамки” и стремится обрести интересное воплощение. Отличный вариант — сшить самостоятельно сумку, оформив ее вышивкой.

А что если это будет оригинальная сумка-шоппер с цветочной вышивкой, которая будет не только интересным акцентом в вашем образе, но и весьма полезной, ведь покупки очень удобно в ней носить. Следует учесть и экологический фактор. Сумка из хлопковой ткани — прекрасная альтернатива полиэтиленовому пакету.

Сшить такую сумку не сложно, а вы найдете отличное применение своим вышивальным навыкам!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кожаная школа рукоделия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: