Живут и дышат

Чем грунтовать

Грунты — это вспомогательные материалы для пропитки древесины. Они нужны для того, чтоб краска ложилась ровнее, а при финишной обработке лаки и прочие материалы не «проваливались». При работе с традиционными заготовками из липы и березы отдадим предпочтение и старым рецептам грунтовки крахмалом и яичным белком.

Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.

Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.

Одну чайную ложку без горки высыпать в кастрюльку и, потихоньку помешивая, влить стакан холодной воды. Комков быть не должно.
Помешивая, довести до кипения. Немного остудить. Клейстер должен быть не очень густым.
Обмазывать заготовку следует, пока он теплый, можно рукой или плоской широкой кисточкой

При этом важно, чтобы на поверхности не образовывались наплывы (например, в бороздках токарных изделий), их надо тут же растирать.
После первой просушки слегка затрите поверхность мягкой наждачной бумагой № 0 или № 1, просто чтоб убрать неровности. По правилам процедуру крахмаления нужно повторить раза два

Зашкуривайте поверхность аккуратными, не хаотичными движениями в одном направлении и не сильно, иначе сотрется весь нанесенный крахмал.
Изделие, обработанное крахмальным грунтом, нуждается в финишном покрытии лаком НЦ или ПФ. Акриловые лаки для этого способа не годятся.

Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.

Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.

Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.

Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.

Тонировка — это изменение цвета древесины с сохранением ее текстуры. Продаются пропитки типа «Пиноколор», но любая разведенная пожиже краска тоже может быть хорошим тонирующим средством. Наносить краску лучше поролоном, аккуратно и быстро втирая его в одном направлении. Древесина после высыхания всегда ощеривается, и ее надо сгладить наждачной бумагой.

Палех

Палехская роспись — народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.

До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.

Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью — от рисунка невозможно было глаз отвести.

В настоящее время палехская роспись по дереву — это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

Как научиться росписи по дереву

  • Как научиться росписи по дереву
  • Как делать роспись по дереву
  • Как расписать деревянную доску

Перед началом росписи поверхность древесины нужно подготовить. Изделие очищается влажной тряпкой или щеткой средней жесткости, зашкуривается мелкой наждачной бумагой и грунтуется. Любым типом наждачной бумаги шкурить древесину можно только вдоль волокон. Можно использовать шпатлевку, в которую иногда добавляют оттеночный колор и мелкие опилки или песок для фактурности. На подготовленную поверхность наносится защитное покрытие. К таковым относятся морилки, бесцветные или различных оттенков. Также различают морилки на водной, спиртовой и масляной основе.

Перед основным нанесением рисунка поверхность нужно просушить. Обычно этот процесс не занимает более суток. Если высыхание грунта и защитного покрытия затянулось и спустя сутки поверхность изделия остается липкой, это скорее всего результат несоблюдения каких-то инструкций. Все составы наносят на поверхность тонким слоем, исключение могут составить элементы из папье-маше. Более толстые слои высыхают неравномерно, долго и могут потрескаться в результате.

Нанесение росписи может производиться самыми различными красками, профессионалы рекомендуют темперу, акрил и масло. Нет противопоказаний к использованию гуаши или акварели, но гуашь склонна расплываться и размазываться при покрытии готового изделия лаком, а без лака боится влаги. Акварель также боится влаги и расплывается, к тому же это прозрачная краска. Если текстура фона не должна просматриваться сквозь слой краски, придется класть акварель несколькими густыми слоями.

Рисунок можно использовать любой, как знакомые многим народные техники росписи, так и самостоятельно разработанные. Сюжет тоже может быть любым — геометрический орнамент, изображение животных, растений и их частей, пейзаж, натюрморт, портрет. Для первого опыта лучше выбрать то, что кажется наименее сложным, чтобы меньше шансов осталось на неудачу. Наименее сложным является не всегда самое примитивное изображение, следует опираться на свои склонности и потренироваться с различными формами на бумаге, выяснив, какие сюжеты нравятся больше всего и получаются лучше.

После того как изделие расписано, и краска высохла, дерево лучше всего покрыть лаком. Даже краски, не страдающие от контакта с водой, нуждаются в этом, так как контакт краски с поверхностью нередко пропадает со временем, и краска может осыпаться. Для первого слоя рекомендуют использовать нитролак, так как он очень хорошо закрепляет на дереве краски. Второй и третий слой хорошо покрыть масляным лаком, бесцветным или оттеночным, помня при этом, что покрытие это легко царапается и поэтому для вещей каждодневного обихода лучше его не использовать. Каждый следующий слой наносят только тогда, когда предыдущий полностью высохнет.

Особенности поверхности

Вполне понятно, в чём разница между окрашиванием металла, бетона и фанеры: они совсем разные, поэтому одной поверхности нужна грунтовка, а другая впитывает краску, поэтому её потребуется немного больше. Принципиальное различие между покраской впервые и покрытием ранее окрашенных изделий тоже понятно, хотя мы и остановимся на этом позже.

Краска для разных пород дерева

Древесина различных пород, не говоря уже о её производных, тоже отличается между собой, хотя это не бросается в глаза. Сосна и другие хвойные деревья выделяют смолу. Обычно в результате необходимой заводской обработки смолы кристаллизуются и перестают выходить на поверхность, но иногда это может препятствовать окрашиванию. Это происходит из-за того, что дерево не до конца высохло или из-за перепада температур. Сосна — мягкая древесина, поэтому на ней быстро образуются вмятины, царапины и сколы. При реставрации такой мебели можно исправить дефекты с помощью обработки мастикой или шлифовки.

Необработанная древесина дуба и ясеня имеет пористую и впитывающую структуру. Поэтому для окрашивания мебели из этих пород дерева расход краски будет выше, либо понадобится сначала покрыть изделие специальным грунтом для закупоривания пор. Рыхлое и мягкое дерево тополя и липы, хотя и не относятся к пористым породам, но тоже впитывают лак и краску.

Производные древесины — фанера, обычные и ламинированные ДСП, МДФ — гораздо дешевле, чем массив, но выбирать краску для них нужно ещё более серьёзно. ЛДСП и ДВП почти не поддаются покраске: даже акриловая краска слезает с них тонкой плёнкой. Все эти свойства дерева влияют и на технологию покраски.

Самый распространенный прием

Рисование акварелью «по мокрому», или «по сырому», или «мокрым по мокрому», уникально и присуще только этому живописному жанру. Правда, фрески наносятся на сырой грунт, и некоторые специалисты считают их предтечей акварели, выполненной техникой «по сырому». Мягкий мазок и единственная в своем роде фактура красочного слоя – специфика работы акварелью «по мокрому». Кроме того, в этих работах возникает эффект трепетности и подвижности изображения. Потом в подсохшую акварель можно ввести рисунок пером или карандашом, тем более что не так давно появились акварельные карандаши. Сущность акварели состоит в том, что белый или светлый тон получается за счет проступающего через прозрачный слой краски картона.

Особенности акрилового покрытия

Вам интересно, какими красками лучше рисовать по дереву? Удобнее всего для занятий народным творчеством пользоваться акриловыми средствами. После засыхания акрила образуется нерастворимая пленочка, позволяющая не покрывать изделие лаком. У акрилового средства прекрасная укрываемость. Оно подходит не только для дерева, но и для стекла, кожи, металла.

Акриловая краска хороша тем, что разбавляется обычной водой. Сегодня в магазинах продается огромный ассортимент оттенков акрила в тюбиках. Краска абсолютна не токсична, подходит даже для нанесения временных татуировок. Золотистым цветом часто преображают мебель и рамки картин. Эта эмульсия может быть глянцевой и матовой, характеризуется быстрым высыханием.

Подготавливаем все для работы

Прежде чем приступить к созданию художественного шедевра, нужно заранее приготовить все, что может пригодиться в процессе работы:

  • заготовки (любой предмет из дерева, который планируется сделать красивым и уникальным);
  • мягкий карандаш;
  • ластик;
  • наждачную бумагу различной зернистости;
  • бумажные листы (для тех, кто работает по эскизам);
  • набор кисточек различной толщины;
  • палитру;
  • шаблоны (для не умеющих рисовать);
  • краску;
  • грунтовку;
  • прозрачный лак (готовый узор желательно покрыть лаком, чтобы он меньше повреждался);
  • емкость для жидкостей (для воды или растворителя, в зависимости от красящего вещества).

Грунтовка по дереву подбирается в соответствии с типом краски, а вот к выбору краски нужно отнестись серьезно.

Основы росписи по стеклу

Для новичка, не имеющего за плечами рисовального опыта, самое главное – упростить процесс рисования. Поэтому, чтобы нанести рисунок, проще всего использовать заранее заготовленные трафареты и шаблоны. Для рисования стоит выбрать простую технику: в народном стиле или эффектную точечную роспись.

Для работы лучше всего подойдет посуда из прозрачного или однотонного стекла с гладкой поверхностью. Перед тем, как приступить к росписи стекла акриловыми красками, поверхность следует подготовить. Основу хорошо очищают, а место, предназначенное для рисунка, обезжиривают и дают полностью высохнуть.

Затем приступают к рисованию, используя следующие приемы:

  • Если предполагается применение шаблона, его прикладывают с обратной стороны слегка смоченного водой стекла (шаблон прилипает). 
  • С помощью акрилового контура или маркера прорисовывают линии будущего рисунка. Этот этап можно пропустить, все зависит от того, хотите ли вы получить эффект витража (стиль настольных ламп от Тиффани) или живописной картины. 
  • Пока краска не подсохла, линию можно исправить при помощи зубочистки или ватной палочки. 
  • После нанесения контуров заготовку оставляют высыхать на два-три часа. 
  • Контурный рисунок раскрашивают выбранными цветами или используют точечную технику. Работать надо быстро, чтобы не оставалось разводов. 
  • Готовое изделие оставляют сохнуть, время высыхания указывается на упаковке красок.

О росписи по стеклу в следующем видео:

Хохлома

Еще в 17 столетии в селеньях Заволжья появился большой центр сбыта ремесленных изделий. Он назывался Хохлома. И это слово подарило название самой знаменитой русской росписи по дереву.

Что нужно знать о хохломе:

  1. Старообрядцы Заволжья тонким кистевым рисунком оформляли иконы, оформляли старинные книги. А коренные жители региона нашли себя в резьбе по дереву и токарном деле. Случилось совмещение ремесел, и образовалась хохлома.
  2. Черный, красный, золотой – главные цвета хохломы. Белый цвет и охра помогали базовым цветам, уравновешивали композицию.
  3. Основная задача хохломского художника – выразить высокую идею с помощью оптимально подобранных цветов, создав непростую игру мазков.
  4. В хохломе выделяют верховое и фоновое письмо. В верховом мастер создает узор на золотом фоне черными, красными и отчасти белыми тонами.
  5. Еще одна примечательная деталь хохломы – травная техника. Ее представляют мотивы «под осоку». Из малых травинок художник способен создать курочку либо петушка в густой листве.
  6. Древесину для будущих изделий грунтуют, после обрабатывают олифой, завершают лужением. Изделия должны быть блестящими перед росписью.
  7. Золотые мотивы – главная черта хохломы. Даже роспись деревянных ложек будет шикарной, царственной за счет золотого сияния фона.

Для начинающих хохлома будет сложным стартом, потому как само изделие в этой технике проходит довольно непростой технологический процесс. Но дети рисуют узоры под хохлому, например, простой гуашью. С учетом того, что в современной гуаши есть и золотой цвет, это реально. Целью реально достижимого творческого опыта может быть роспись пасхальных яиц из дерева.

Больше информации о хохломе вы узнаете из нашего обзора: «Секрет популярности посуды хохлома и ее особенности. Как отличить подделку и почему посуда-фейк опасна для здоровья».

Декоративная роспись по дереву

Своими корнями декоративная роспись по древесине уходит в давно минувшие годы. Еще древние люди научились делать из дерева посуду и задумывались о придаче ей красивого и оригинального вида. В наши дни оригинальными рисунками украшают мебель, игрушки, посуду. Этим занимаются не только взрослые, но и дети. Поэтому многим хочется узнать, какими красками рисовать по дереву, об особенностях этих средств и методах их нанесения.

Роспись как декоративно-прикладное искусство передается из поколения в поколение. Особенно взрослым и детям нравиться изображать оригинальные узоры с народными мотивами. Сегодня очень популярно расписывать различные предметы интерьера: от картин, до панно. Рисунки можно увидеть на игрушках, посуде, музыкальных инструментах. Вам не помешает иметь представление о том, какими красками рисовать по дереву. Применение масляной краски очевидно, но также используется гуашь, акрил, акварель, анилин. О каждой из них мы поговорим подробнее.

Роспись

Начинайте расписывать с самых крупных деталей. Для этого выберите самую широкую кисточку. Краску накладывайте ровным слоем. Если вы расписываете вертикальную фигурку, наносить краску начинайте сверху. Акриловые краски могут быть слишком густыми, тогда их нужно разбавить водой. После того, как крупные поля будут заполнены, дайте заготовке высохнуть, а затем приступайте к проработке более мелких деталей. Последний этап – проработка совсем мелких деталей и прорисовка контуров очень тонкой кистью. Если вы используете не акриловые краски, а, скажем, гуашь или акварель, работу нужно будет покрыть лаком. Бесцветный паркетный лак в этой ситуации подойдет больше других.

Как нарисовать лиственное дерево

Нарисовать дерево карандашом для начинающих достаточно просто, если делать это поэтапно

Однако важно определить для себя, какое именно растение вы хотите изобразить. Просмотрите фотографии в интернете, прогуляйтесь в парке или в лесу

Мы гарантируем, что вы найдете множество причудливых форм деревьев. Мы же возьмем стандартный вид. На нем проще всего показать те приемы, которые помогут вам в ваших творениях. Усвоив азы и основы, вы сможете без особого труда изображать деревья, будь то элемент футуристического или сказочного пейзажа.

Черновой вариант

Чтобы перенести на бумагу воображаемое лиственное дерево, сделайте следующее:

  1. Проведите горизонтальную линию. Она обозначит почву, на которой будет стоять наше дерево. Продумайте, какая именно земля находится у подножья растения. Помните также, что деревья не могут стоять на почве просто так. Они держаться при помощи корней. Определите направления их роста.
  2. Проведите два коротких отрезка от линии заземления. Они определяют размеры ствола дерева. На этом этапе подумайте, сколько именно лет вашему дереву? От возраста будут зависеть размеры растения. Помните о соразмерности и пропорциях. В реальном мире вы, вероятнее всего, не встретите очень низкое растение со стволом очень большого диаметра. От концов линий проведите еще несколько. Они будут обозначать основные, самые крупные ветви деревьев.
  3. Обозначьте контур будущей кроны. В данном случае мы оформим ее округлой. Концы кроны соедините на стволе. Это наиболее распространенный вариант того, как нарисовать дерево поэтапно для начинающих, поскольку он самый простой. Пользуйтесь им, если вам нужно нарисовать много деревьев на одном холсте. Однако, если вы хотите изобразить какое-либо необычное дерево, форма кроны – один из способов сделать это.

Добавляем деталей

Настало время довести черновик до толкового состояния. В первую очередь возьмемся за крону. Если вы повторяли за нами, то контур у вас получился ровный. Теперь легкими движениями изобразите волнистую линию по всей длине кроны.

Если вы рисуете дерево в естественных условиях, а не газонное растение, то помните, что идеально округлой кроны не бывает. Сделайте углубления или выступы, чтобы придать большую реалистичность. Полностью повторить рисунок, как получилось в уроке, у вас не получится. Но это абсолютно естественно. Помните, что мы лишь даем рекомендации, которые могут помочь вам в большинстве ситуаций. Но, если вы считаете, что нужно сделать по-другому, смело делайте это.

Тени и затемнения

При изображении извилистых линий помните, что крона ближе к стволу всегда несколько темнее, так как получает гораздо меньшее количество солнечного света. Чтобы добиться желаемого эффекта, наносите штрихи легкими движениями. Увеличьте количество извилистых коротких линий между ветками дерева.

Если вы хотите грамотно нарисовать дерево поэтапно карандашом, помните о тенях. В нашем случае свет падает прямиком сверху. Поэтому весь ствол темный. У его основания мы также наносим затемнения. По форме они должны напоминать овал, если крона имеет округлую форму. Также нарисуйте тени и на самой кроне.

Чтобы сделать это правильно, подумайте, где листья собрались более плотно, где у кроны есть выступы. Определив эти участки, заштрихуйте места под ними. Если вы работаете одним карандашом, то просто нажимайте на инструмент чуть сильнее, чем обычно. Также существуют целые наборы карандашей с разной степенью жесткости. Даже если использовать их с одинаковым нажимом, грифели будут оставлять рисунки разной степени затемнения.

Всем знакомая акварель

Акварельная краска представляет собой тонко растертый пигмент, смешанный со связующими веществами, основанными на растительном клее. Также в ее состав входит глицерин и фенол. Акварель характеризуется прозрачностью. В продаже можно встретить три вида этой краски:

  1. Жидкое средство в тюбиках.
  2. Мягкая краска в кюветах.
  3. Твердое вещество в плитках.

Начинающие художники используют именно акварель для разрисовки матрешек. Она отлично подойдет для фона на больших участках, потому что разбавляется водой. Вот преимущества этой краски:

  • создает легкие и воздушные рисунки;
  • оснащает изображения тенью и переходом оттенка;
  • делает мазки незаметными;
  • правдиво передает естественные оттенки;
  • отлично смешивается с другими средствами для окрашивания дерева.

Изделия, разукрашенные акварелью, лучше покрывать прозрачным лаком.

Техники нанесения рисунков на ногти акварелью

Чтобы маникюр хорошо смотрелся на руках, необходимо освоить правильные техники создания акварельного дизайна.

К ним относятся:

Стирать. Благодаря этой технике можно создавать яркие и красочные цветы. На ногти наносится пастельный оттенок, который необходимо сильно разбавить водой. После высыхания первого слоя нанести второй и третий

Следовательно, полутона станут глубже.Внимание! Нет необходимости наносить четвертый слой.
Влажный. На еще не высохший красочный слой аккуратно наносится морилка, что можно делать несколько раз

Главное отметить очень плавные переходы, для которых создавался такой маникюр. Если вам нужно усилить цвет в некоторых местах, вам также следует использовать кисть на «мокром» слое.
Монохромная лестница. В любой ситуации на ногтях выигрышно смотрятся рисунки, выполненные в одном цвете. Выполнить такой вид работы быстро и легко, а результат будет радовать вас долгое время. Для начала нужно нарисовать контуры и дать им немного высохнуть. Далее нужно смочить кисть в воде и заполнить внутренние пространства. В конце работы еще раз нарисуйте контуры для большей ясности. В этой технике прекрасно смотрятся абстрактные узоры.
Цветное стекло. Принцип выполнения приема очень похож на упомянутый выше. Ключевое отличие состоит в том, что витраж сложно имитировать, для чего в некоторых работах требуется слюда и использование цветовой палитры.
Акварельные гель-лаки на французских ногтях. Типичный французский маникюр, уже полюбившийся модницам, прошел переделку мастеров: теперь он используется как холст для акварели. К тому же результат очень интересный.
Белые акварельные мазки. Для выполнения этой техники вам понадобится плоская кисть и белая акварель. На край ногтя наносится немного белого лака. Вы также можете использовать кисть среднего размера и делать небольшие мазки, чтобы изменить фон изображения.

Размытие плоской кистью. Флористический дизайн можно дополнить удивительным свойством акварели размываться даже от небольшого количества воды. Для этого нужно взять кисточкой нужный оттенок и тени. Таким образом можно добиться изменения цвета.
Техника двойного удара. Идеально подходит для рисования объемных цветов, сочетающих разные оттенки. Процесс выполнения очень прост: на кисть наносится 2 цвета, которые не смешиваются между собой. И при каждом контакте с ногтем получается двойной мазок, состоящий из нескольких бликов одновременно.

Какой лак нужно выбрать, чтобы закрепить

Гуашь – краска на водной основе. Для закрепления цвета и текстуры используют лак – аэрозольный или стандартный

Важно исключить водоосновные средства: при обработке краска начнет подтекать, размазываться, фиксатор выступит обыкновенным разбавителем. Основу состава должны составлять масляные, акриловые или другие подобные компоненты

Работы, исполненные на картоне, дереве, можно закрепить строительным аэрозольным лаком на акриловой основе – цвет не расплывется, останется ярким, не смоется водой. Мастерицы советуют также автомобильные аэрозольные лаки (не на основе воды). Лак, используемый для покрытия паркета, стоит недорого, поверхность получается глянцевой, быстро сохнет (не больше суток).

Внимание! Обработку лаком лучше проводить, используя средства индивидуальной защиты – защитную маску, перчатки, специальный халат или фартук. Недопустимо использовать средства в закрытых помещениях – лаки достаточно летучи, токсичны

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кожаная школа рукоделия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: