История ювелирного украшения ожерелья, от древних времён до наших дней

Семья Лалика

В 1887 году Рене женится на Мари-Луи Ламбера, своей первой супруге. У пары в1888 г. родилась дочь Жоржетта, которая погибнет в 1910 г. Брак распался довольно скоро, но юридический разрыв состоялся в 1893 году, по некоторым данным, развод тянулся до 1898 года. Находясь в первом браке, Лалик сблизился с Августиной-Алисой, другом Родена и дочерью скульптора Огюста Ледрю. Эта женщина станет музой, ближайшим другом и добрым советчиком в творческой изобретательности Рене. Считается, что некоторые эскизы украшений созданы Алисой или при ее участии. Союз подарит паре двух прекрасных талантливых детей: в 1892 году Сюзанну, а в 1900 Марка. Юридически брак будет зарегистрирован лишь в 1902 году и продлится до смерти Алисии в 1909.

Рене Лалик и Августина-Алиса Ледрю

Во время пребывания в Лондоне 1904-1905 гг., у Лалика разыгрался бурный роман со встреченной там француженкой. Для нее Рене изготовил в подарок брошь, известную как «Поцелуй», на обратной стороне которой находится памятная надпись: «Я мечтаю о поцелуях, которые длятся вечно!». В 1907 году от этой связи родился мальчик Рене Ле Мениль. В 1960 году брошь матери г-н Мениль передал музею декоративного искусства в Париже.

Брошь «Поцелуй»

В середине 1920 годов у Рене Лалик были продолжительные отношения с Мари Анере, которая родила ему двух детей: в 1925 сына Жана Раймона (Рене на тот момент исполнилось 65 лет) и дочь Жанну Жоржетту в 1927 году. Всего у Лалик было шестеро детей. 

Преемники

На детях Рене Лалик и Августины Ледрю природа не успела отдохнуть. Дочь, сын и внучка оказались талантливыми и деятельными людьми, которые удержали высокий уровень престижа семейной фирмы.

Сюзанна Лалик,1892-1989

Рене постоянно прибегал к творческим советам своей дочери Сюзанны. С 1910 года она начнет создавать эскизы пудрениц и упаковочных коробок для отца, а затем ваз и других декоративных предметов. Через брак с Полом Буртом, членом семьи Haviland, Сюзанна столкнулась с миром фарфора. Также она приложила свой талант в области текстиля и живописи. Создала эскизы декораций и костюмов почти для 50 спектаклей лучших театров Франции. Среди ее друзей были Поль Моран и Жироду.

Марк Лалик, 1900-1977

Марк окончил школу декоративного искусства в Париже, затем сотрудничал с отцом. После смерти Рене стал во главе семейного бизнеса. Модернизировал завод в Wingen, в итоге отказался от производства стекла в пользу хрусталя, применив к нему некоторые технологии отца.

Мари-Клод Лалик, 1935 — 2003

Продолжая работу отца и деда с 1977 г. Мари-Клод, была сама отличным мастером-стекольщиком, знающим с детства весь процесс. Она возобновила традицию ювелирного дизайна и разработала фирменный аромат «Lalique de Lalique» в 1992 г.

Духи и флакон «Lalique de Lalique»

В 2008 г. фирму приобрел швейцарский концерн Art & Fragran под руководством Сильвио Денз.

В июле 2011 года открыт музей Рене Лалик в Wingen-sur-Moder.

Использование в ювелирном деле


Обработанный методом «кабошон» камень используют для создания самых разных украшений. Нежное кольцо с «сердечком» будет отличным подарком для юной девушки, элегантная «капля» украсит колье для дамы постарше, а лаконичный «квадрат» будет эффектно смотреться в мужском перстне.

Чаще всего кабошоны встречаются в качестве центральной части броши или медальона. Основной камень лучше всего окружить подходящим по цвету бисером, чтобы сделать украшение еще ярче. Хорошо сочетаются такие изделия с бархатом и кружевом. Создаваемые композиции можно использовать как изысканный декор для шкатулок и сумок.

Кольцо Parhelia из коллекции Sixième Sens, Cartier

В доме Cartier работают ювелиры-интеллектуалы для клиентов-интеллектуалов, поэтому все, что там делается, получает сложные объяснения. Коллекция, в которую входит украшение, в доме назвали Sixième Sens — «Шестое чувство». Креативный директор подразделения высокого ювелирного искусства Cartier Жаклин Карачи считает, что шестое чувство — «сенсорная спираль, которая задействует наш эмоциональный интеллект и выражает наши впечатления от созерцания прекрасного». А кольцо-трансформер (его можно носить как брошь) с крупным сапфировым кабошоном называется Parhelia. По‑русски это «пархелий» — вид гало, преломление солнечного света в парящих в воздухе анизотропно ориентированных кристаллах льда.

Экзотический дизайн кольца навеян древним и средневековым Китаем

Секреты, спрятанные в кабошонах

В прошлые века секреты обработки кабошоном передавались от старшего поколения к младшему. В наши дни они общеизвестны, каждый мастер может применять их в своей работе.

  1. Таким способом можно облагораживать практически любые минералы. Но непрозрачные и полупрозрачные образцы выглядят наиболее эффектно.
  2. Даже относительно мягкие экземпляры (с твёрдостью по шкале Мооса ниже 7) идеально шлифуются.
  3. Оптические эффекты (на звездчатом сапфире, кошачьем глазе) видны наилучшим образом только на выпуклой поверхности.
  4. Иногда кабошоны гранят особым образом – так называемым «карбункулом». Основание такого кристалла оставляют не плоским, а делают вогнутым. Получаются два купола, расположенные друг над другом. Так обрабатывают тёмные прозрачные самоцветы.
  5. Существует отделка, сочетающая кабошон (верхняя поверхность) и гранёный кристалл (нижняя). Лицевой стороне придают куполообразную форму. На заднюю – наносят грани.
  6. Кабошоны большого размера из мягкого или тонкого кристалла укрепляют прочным искусственным или природным материалом. Чаще всего так поступают американские ювелиры.
  7. Обработка в виде триплета (дублета) позволяет облагораживать экземпляры недостаточной прочности и небольшой толщины. Этот способ также усиливает цветовые эффекты.

Зная эти правила, и применив их на практике, можно создать прекрасный самоцвет.

Виды кабошонов

Первоначально под словом кабошон подразумевается огранка и камни, ограненные таким образом, которые имеют гладкую поверхность, верхнюю часть в виде полусферы и нижнюю плоскую. Однако позже стали огранять кабошоны и других форм.

Используются формы капли, квадрата, круга, прямоугольника и треугольника. Помимо стандартных, также применяются формы, напоминающие сердечко, крест, кулон, многоугольник.

Все зависит от качеств самого камня, а также изделий, где он будет служить в качестве вставки. Некоторые камни, которые имеют свойство легко складываться в тонких местах, ограняются только в виде овала, а с некоторыми оптическими эффектами, например, астеризмом — круга.

В зависимости от способа отделки различают такие виды кабошонов:

  • низко выпуклые — такие камни имеют плоское основание и низко выпуклый верх;
  • вогнутые — отличаются вогнутым основанием;
  • двойные — этот тип кабошонов имеет выпуклости с двух сторон, верхняя часть при этом более круглая, чем нижняя;
  • одинарные — верх выпуклый, а низ плоский.

Рассмотрим процесс создания кабошона из эпоксидной смолы

Рассмотрим процесс изготовления кабошон из эпоксидной смолы. Для работы необходимо подготовить:

  • формочку силиконовую;
  • гербарий (лепестки роз, вереск, листочки и т.п.);
  • прозрачная эпоксидная смола.

При выборе формочек обратите внимание на их поверхность, если она имеет шероховатости, то кабошон будет матовый, что прекрасно гармонирует с зимней тематикой, а если форма гладкая, то и кабошон получиться прозрачным и гладким. Порядок изготовления:

Порядок изготовления:

  • На дно формочки помещаем подобранный гербарий (можно заменить на украшения: бисер, бусины и т.п.). Используйте хорошо высушенный гербарий, иначе спустя некоторое время он может почернеть.
  • Небольшое количество смолы выливаем на композицию и оставляем до полного высыхания, а затем доливаем до краев. Если залить сразу всю формочку, то весь декор поднимется на верх.
  • Извлекаем кабошон из формы и используем далее по желанию. Его можно сверлить, шлифовать и полировать.

Для изготовления кабошон из полимерной глины, также необходимо воспользоваться формочкой, которую помещают в духовку до застывания глины, затем немного отшлифуйте и можно приступать к декорированию, при необходимости.

Оригинальна идея создания кабошона из пуговицы. Мастер класс данного способа представлен в разделе данной статьи «Видео материалы».

Нельзя отвести глаз от кабошон лэмповорк.  Для создания данного изделия необходимо иметь специальное оборудование (горелку, муфельную печь для обжига бусин и т.п.), соблюдение техники безопасности (работа в очках), поэтому процесс занимает длительное время, он достаточно сложен и требует подготовки специального помещения. Но результаты достойны всех усилий. Ниже представлены фотографии с готовыми кабошонами:

Одним из наиболее популярных способов декорирования камней стало оформление его бисером. Чтобы оплести кабошон бисером лучше воспользоваться шелковой нитью, а не леской. Размер бисера должен быть одинаков, чтобы равномерно закрепить его на поверхности.

Для изготовления кабошона с объемным декором в виде бисера, используют несколько материалов (фетр, картон), на которые пришивают бисер поэтапно.

Какие материалы подходят для создания кабошонов?

На самом деле для этого могут быть использованы самые разнообразные камни и материалы. Наиболее часто мастерами используются те камни, которые обладают красивым оптическим эффектом либо приятным оттенком, но не обладают достаточным блеском при огранке (что объясняется наличием внутренних дефектов либо невысоким показателем преломления).

Самые красивые кабошоны получаются из бирюзы, «звёздчатого рубина», хризоберилла, олигоклаза и благородного опала. Что же касается более дешевых материалов, то в их качестве нередко используют змеевик, лазурит, нефрит, «тигровый глаз» и агат.

Вместе с тем кабошоны могут быть изготовлены из обыкновенного стекла. Чаще всего их применяют для отделки одежды либо создания простых аксессуаров. Для придания им более красивого вида, стеклянные кабошоны сочетают с элементным декупажем. В таком случае рисунок, нанесенный на внутреннюю поверхность плоского дна, кажется слегка увеличенным.

Что такое кабошоны

Ещё недавно ювелирная мода оказывала абсолютное предпочтение острым граням рассыпающих холодные искры драгоценных кристаллов. Украшения с разноцветными гладкими камушками, как атрибуты старой моды, хранились в бабушкиных сундуках, ожидая своего часа.

И вот в наши дни внимание требовательных модниц и ценителей красоты вновь обращено к излучающим мягкий свет, нежность и тепло, милым сердцу кабошонам. Кабошоны — что это в строгом понимании слова? Этот термин появился в XVII веке во Франции. Он происходит от французского слова, обозначающего в переводе — голова, и возник по ассоциации с круглой головкой гвоздя

Это забавное название стало использоваться в отношении ювелирных изделий из камня, благодаря известной истории

Он происходит от французского слова, обозначающего в переводе — голова, и возник по ассоциации с круглой головкой гвоздя. Это забавное название стало использоваться в отношении ювелирных изделий из камня, благодаря известной истории

Кабошоны — что это в строгом понимании слова? Этот термин появился в XVII веке во Франции. Он происходит от французского слова, обозначающего в переводе — голова, и возник по ассоциации с круглой головкой гвоздя. Это забавное название стало использоваться в отношении ювелирных изделий из камня, благодаря известной истории.

Один из богатейших французов того времени кардинал Жуль Мазарен обладал коллекцией крупных алмазов. Он очень дорожил своим драгоценным достоянием и чтобы избежать больших потерь, неизбежных при обычной огранке, велел мастерам отшлифовать камни, придав им округлую форму.

Волшебное сияние гладких алмазов произвело сильное впечатление на французскую знать и вызвало волну новых предпочтений среди блистающих в свете аристократок. Так, в Европу пришла мода на украшения с гладкими выпуклыми камнями.

И сегодня кабошоны — это ровно отшлифованные камни, обычно сверху выпуклые, снизу ровные, используемые в ювелирных изделиях и бижутерии. Такой вид обработки особенно эффективен для полупрозрачных, матовых минералов, обладающих красивым цветом и особым сиянием, а также для самоцветов с выразительным, созданным природой уникальным рисунком.

Основные формы кабошонов

Шлифовка способом кабошон открывает широкое пространство для фантазии художника-ювелира. Возможность варьирования форм позволяет выявить сокровенную красоту любого образца.

Тем не менее существует перечень основных форм отточенного веками искусства. Основанием изделия может быть выбрана одна из следующих геометрических фигур:

  • овал;
  • круг;
  • капля;
  • сердечко;
  • крест;
  • многоугольник.

В каждом отдельном случае на выбор формы влияют несколько важных моментов. В первую очередь — это прочность породы. Для хрупких образцов предпочтительнее овальные фигуры, позволяющие избежать нечаянных сколов. Затем распознаются особые достоинства камня, те, что создадут неповторимость будущего ювелирного изделия.

И, конечно, важно, кто станет его обладателем. Юной романтической особе, скорее всего, подойдёт сердечко, цветущей женщине — капля или круг в красивой оправе, мужчине — строгий квадрат в перстне, многоугольник или крест. Высота кабошона выбирается из диапазона от полусферы до невысокой формы, напоминающей наплыв

Высота кабошона выбирается из диапазона от полусферы до невысокой формы, напоминающей наплыв.

Из камня

Также в наше время большую популярность имеют кабошоны из натурального камня. Чтобы сделать такой кабошон? необходимо для начала выбрать хороший материал. Камень должен быть достаточно твердым, без трещин и пор? однородным по структуре. Такими характеристиками обладают агаты и халцедоны.

В основном кабошоны делают из напиленных пластин. После разрезания пластины очищают от масла и кусачками аккуратно обрезают выступы. Далее выбирают лучший участок и с помощью трафаретов наносят узор.

Модерн и декоративно-прикладное искусство в. 1900-1915 Европа

Ожерелье Перидот, Ashbee c.1903. Музейная коллекция Виктории и Альберта.

Эмаль в стиле модерн, павлин. Фото предоставлено Christie’s.

  • Драгоценности вдохновлены природой.
  • Птицы, цветы, животные и женская форма.
  • Дизайн важнее, чем внутренняя ценность.

Ожерелье из эмали и серебра, Horner. Музейная коллекция Виктории и Альберта.

Эмаль Лалика и Алмазный чертополох Мотная доска Pla de de Cou. Фото предоставлено Christie’s.

  • Центральная эмалированная и украшенная драгоценными камнями табличка на жгуте с несколькими нитями.
  • Лавальер  и  порабощенные  доминируют дизайны.

Ожерелье из жемчуга и опала, Нокс c.1902. Музейная коллекция Виктории и Альберта.

Люсьен Gautrait Эмаль и Сапфир Женский профиль и Ожерелье с павлином, c.1900. Фото предоставлено Christie’s.

Материалы выбраны, чтобы дополнить дизайн.

  • Горн.
  • Агат.
  • Эмаль.
  • Опалы, лунные камни, жемчуг и другие бледные камни предпочтительнее.

История появления

Кабошон — старинный вид отделки, знакомый с 16 в. Его связывают с именем французского кардинала Мазарини, который любил драгоценности и по одной из легенд первым приказал округлить алмазы. С помощью такого приема он хотел подчеркнуть их сияние, не теряя материал в процессе обработки. Долгое время этот способ отделки натуральных камней оставался единственно возможным, т.к. фасетную огранку научились делать позже.

Однако еще до этого в Древнем Риме существовали украшения в виде священного жука скарабея. Его тело делали округлым и гладким. Затем подобные самоцветы стали привозить из Индии.

Но все эти случаи не имели широкого распространения, поэтому большинство историков склоняется к версии французского происхождения кабошона.

Кольцо «Пион», Elena Okutova Jewellery

Художница-ювелир из Подмосковья Елена Окутова строит свой бренд уже 12 лет. В нынешнем году Елена показала свою высокоювелирную коллекцию на женевском форуме GemGeneve, где свои вещи представляют люксовые ателье и независимые мастера. Центральный предмет коллекции Окутовой — кольцо на два пальца «Пион» из золота и серебра с эмалью. Именно такая комбинация характерна для драгоценностей с бриллиантами XVIII—XIX вв.: классика — источник вдохновения для Елены. «Пион» украшают бриллианты, цветные сапфиры (лиловый, коричневый, розовый и зеленый), родолит, демантоид, аметист и шпинель.

Брошь с перламутровыми лепестками и сердцевиной из зеленого турмалина огранки кушон

Из эпоксидки

Большую популярность имеют кабошоны, изготовленные из эпоксидной смолы. Этот вариант мы рассмотрим более детально в мастер-классе.

Теперь начнем изготовления. Для этого нам нужно взять силиконовые формочки и выбрать декор (в нашем случае это гербарий).

Прочтите это: Волосы для куклы: обзор материалов

Далее аккуратно уложим цветы роз и веточки вереска в форму

Важно использовать хорошо высушенные цветы и травы, так как если использовать свежие, то они со временем почернеют

Начинаем делать первую заливку. Смолу нужно смешать согласно инструкции (должна быть на упаковке). Заливаем немного, так как если залить все сразу, то декор всплывет и испортит нашу поделку. Поэтому делаем первую заливку в небольшом количестве, чтобы закрепить цветы, и оставляем примерно на сутки для застывания.

Сверху первого слоя заливаем остальное так, чтобы гербарий был полностью покрыт смолой, и снова отправляем застывать. После того как смола застынет можно доставать наши изделия. Теперь их можно использовать так, как вам захочется, учитывая то, что эпоксидная смола хорошо сверлится, из нее можно сделать отличные украшения.

Еще стоит учесть, что если ваша силиконовая форма имеет шероховатости, то обратная сторона кабошона будет иметь матовый вид, будто замороженный.

История использования

Сам термин cabochon (кабошон) появился примерно в XVII столетии во Франции. Некоторые переводчики утверждают, что на русский слово переводится как словосочетание «гвоздик со шляпкой». А другая группа филологов считает, что дословный перевод – это «голова».

Но задолго до появления термина люди знали, что такое кабошон.

Полезная информация

Применяли эту технику при обработке драгоценных и полудрагоценных камней в Древнем Египте и Индии. Однако такая огранка получила популярность благодаря французскому государственному деятелю по имени Жуль Мазарен.

Ювелиры, работавшие над камнями его коллекции, стали применять специальную технику обработки кристаллов. Она давала возможность свести к минимуму потери. Ведь мастера не срезали грани с натуральных камней, а только их шлифовали, создавая округлые экземпляры. Огранка кабошон так понравилась богатым людям, что они с удовольствием стали покупать драгоценности с такими вставками. Мода на украшения распространилась по всей Европе и была актуальна вплоть до начала XX века. В это время появились технологии, которые позволили ювелирам придавать драгоценным и полудрагоценным камням множество граней. Просто ошлифованные образцы считались некрасивыми. Только в конце прошлого столетия мастера вспомнили, что такое кабошон, стали широко применять эту технику. Она остается востребованной до сих пор. Модницы разных возрастов с удовольствием носят украшения с традиционными округлыми и овальными кристаллами.

Какие минералы подходят для кабошонов?

Этому методу обработки в ювелирном деле мастера подвергали самые разные образцы. Например, прозрачный кабошон – это большая редкость, так как для подобных кристаллов предпочтительнее фасетная огранка. В результате этих опытов появился список тех минералов, которые наиболее выгодно смотрятся в отшлифованном виде без граней:

  • Удивительный звездчатый рубин, на поверхности которого преломленные лучи света образуют звезду.
  • Синий сапфир, который также украшает таинственная звезда.
  • Лунный камень (молочно-голубой минерал), который после обработки излучает сияние.
  • Кошачий глаз. Такая обработка позволяет сохранить редкий рисунок, похожий на око дикой кошки.
  • Бирюза и малахит просто созданы, чтобы их обрабатывали методом «кабошон». Голубой кабошон из бирюзы считается настоящей классикой.
  • Опал. Этот минерал и без прямых граней великолепно переливается.
  • Непрозрачный нефрит выгодно смотрится в такой огранке.
  • Агат. Естественный рисунок на этом камне делает каждое украшение уникальным.

Эти натуральные камни чаще всего не отличаются ярким блеском, поэтому для создания некоторых украшений используют стеклянные кабошоны, которые могут иметь различные цветовые оттенки. На такие изделия наносят декоративную роспись и сочетают с различными металлами и другими камнями.

Факты из истории

Если вы никогда не сталкивались с этим понятием, то вам, безусловно, будет интересно узнать о том, что такое кабошон. Изначально кабошон – это полировка, избавление от неровностей и сколов. Обработанный таким образом камень, лишенный острых граней и углов, чаще всего становился похож на овал. Во Франции он получил название «caboche», что в переводе означало «голова».

Самоцветы такой формы были известны еще с древних времен. Ученые-археологи находили уникальные украшения эпохи Древнего Египта. Встречались и прекрасные образцы индийской культуры. Однако широкую популярность огранка кабошон получила в XVII веке, когда жил известный французский государственный деятель Жуль Мазарен.

Удивительно, но в веке ХХ камни кабошоны стали считаться атрибутом женщин «в возрасте», а потом и вовсе потеряли свою актуальность. Появившиеся технологии позволяли придавать кристаллам огромное количество граней, и простая шлифовка ушла на задний план. Однако мода циклична, и в новом тысячелетии модницы снова открыли для себя этот вид украшений.

Кольцо Torsade de Chaumet

Torsade по‑французски — это спираль, изгиб, витки ленты. Один из знаковых парижских монументов, Вандомская колонна на одноименной площади, «оплетена» лентой со скульптурным фризом. Старейший резидент Вандомской площади, ювелирный дом Chaumet, сделал этот мотив центральным в своей новой коллекции. Самое, пожалуй, яркое кольцо Torsade de Chaumet — модель с крупным рубином редчайшего оттенка голубиной крови и очень высокой чистоты в классической круглой огранке.

Любите ли вы собак так же сильно, как это делают в доме Chopard? Ювелиры дома посвятили милым питомцам колье с жемчугом из коллекции Red Carpet

Учитывайте природные особенности камня

Выбор вида кабошона зависит от минерала. Учитывают физические свойства:

  • плотность;
  • твердость;
  • блеск;
  • излом.

Например, темно-красному минералу придают форму кабошона. Но делают его полым.

Если сделать выпуклость с двух сторон, камень потемнеет еще сильнее. Он перестанет искрить, пропадут огненные блики.

Этим способом обрабатывают камни с эффектом астеризма – при ярком освещении на поверхности проявляются линии в форме звезды. Они светлее самого камня.

Но астеризм виден исключительно на круглых камнях. Мастера не ограняют их, иначе завораживающий эффект будет потерян.

Шлифовку без граней выполняют на драгоценных камнях и ненатуральных материалах. Кабошон подходит для обработки стеклянных и пластиковых бусин.

Также выбор формы зависит от вида украшения, в которое ювелир вставит камешек. Прямоугольные и квадратные кабошоны чаще используют в мужских печатках и запонках.

Камешки в форме овала или круга подходят для сережек, женских колец, кулонов.

1950-е годы

Бриллиантовое багетное ожерелье Swag Motif, c.1955. Фото предоставлено Christie’s.

Золотое ожерелье Тиффани и Ко, 1950-е гг.

  • Процветающий послевоенный период, роскошь снова в моде.
  • Женственные «пышные» юбки с узкими линиями талии с акцентом на линии груди.
  • Короткие ожерелья с изогнутыми плавными линиями часто несимметричны.

Алмазное съемное лиственное каскадное ожерелье, c.1955. Фото предоставлено Christie’s.

Van Cleef & Arpels Columbian Изумрудно-бриллиантовое колье и серьги, c.1950. Фото предоставлено Christie’s.

  • Платина, палладий и белое золото.
  • Бриллианты как основной драгоценный камень иногда были отмечены рубинами, изумрудами и сапфирами.
  • Щедрые алмазные ривьеры поддерживали бахрому, фестоны и капли.

С чем сочетаются кабошоны

Также очень хорошо смотрятся кабошоны, оплетенные бисером, как правило, такой прием применяется в изготовлении колье. На драповую или другую крепкую тканевую основу нашивают бисер в виде какого-то красивого рисунка или узора. И в некоторые фрагменты этого орнамента вплетают кабошоны различных форм. Иногда мастерицы оплетенные бисером кабошоны используют и для серег, и даже для колец. Для того чтобы качественно оплести кабошон бисером, надо использовать не леску, а нитку, потому что леска имеет склонность растягиваться, и кабошон может выпасть. Также нужно очень внимательно подбирать сам бисер — он должен быть непременно калиброванным, то есть одинакового размера. Это необходимо для того, чтобы кабошон лег ровно и смотрелся дорого.

В целом можно сказать, что разнообразие материалов и цветовых оттенков в производстве кабошонов дают мастерам и мастерицам огромный простор для применения своей фантазии. Поэтому эти изделия из камня настолько востребованы и пользуются большой популярностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кожаная школа рукоделия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: