Расшифровка тайных славянских узоров

Предметы быта

В приданое входила не только одежда. Многочисленные рушники, полотенца, подзоры, столешники — все это было необходимой составляющей быта наших предков.

Рушниками на свадьбе было принято одаривать родню. Ими украшали свадебную горницу, повозку, на которой новобрачные ехали венчаться, и многое другое. Рушников в зажиточных домах готовили по несколько десятков. А ведь их длина могла быть и два, и три метра! Вышивка на рушниках соседствовала с кружевом, плетеным или вязаным, ее дополняли полосы нарядных тканей, ленты и т.д.

Полотенца, или утиральники, были попроще, но вышивка присутствовала и на них.

В убранство постели молодых входили подзоры — длинные полосы ткани, украшенные вышивкой.

Подзор (полоска ткани с вышивкой или кружевом, обрамляет нижний край кровати, свисая над полом). Север России, XIX в.

Цвет узора

Вышивка оберегов предполагает серьезное отношение и к выбору цвета будущего узора.

  • красный – мощный оберег и успех во всех начинаниях, а также в личной жизни;
  • желтый – здоровье, радость и удача;
  • зеленый – связь с природой, спокойствие и сила;
  • оранжевый – налаживание новых контактов, связей и поиск друзей;
  • голубой – изменения в жизни, новая дорога;
  • синий – спокойствие и умиротворенность;
  • коричневый – успех;
  • фиолетовый – гармония и вера;
  • черный и белый – интуиция;
  • пастельные тона – окончание поисков, мир.

Схемы, которые помогают уберечься от различных неприятностей, делаются в красно-оранжевой цветовой гамме. От измен и предательства также подойдут яркие красные оттенки, включая желтый. Для детей рекомендуются обереги вышитые в черно-красных тонах. Финансовое благополучие, как правило, привлекается узором, где вышивка обереги зеленого цвета.

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

Например:

В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.

Орнамент на одежде

  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.

Чувашская символика

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.

Вышивание росписями

Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.

Цветная перевить

Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.

Орнамент, выполненный гладью

Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.

Узор крестом

Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.

Белый узор

Какие бывают знаки

Со значениями узоров немного разобрались, теперь предлагаем отдельно поговорить о знаках.

  • Волнистая линия. Так на вышивке обозначают воду. Вертикальные линии – это дождь. Горизонтальные – реки и подземные воды.
  • Громовник – это шестиконечный крест, который изображают либо в круге, либо в шестиграннике. Итак, знак грома (или Перуна) было принято использовать в качестве оберега от молнии. Еще громовник – оберег для воинов.
  • Квадрат, разделенный на четыре части (вместо квадрата может быть ромб). Так показывается вспаханное поле. Если внутри имеются точки внутри – значит поле засеяно. В целом, это знаки земли и плодородия.
  • Крест в круге или колокрест – это знак солнца. Оберег призван защищать от сил зла. Кроме того, колокрест – это знак закрытости.
  • Крада (или «решетка») является знаком огня. К слову, крадой называется погребальный или жертвенный костер.
  • Крес. Так называют прямой/косой равносторонний крест. И это тоже знак огня, Агуни.
  • Месяц – это знак луны. Подвески в виде месяца называют лунницами.
  • Гребень петуха с семью выступами – это огненный знак.
  • Рог изобилия – богатство.
  • Ярга/коловорот/свастика. Это знак солнца и его богов – Хорса, Даждьбога и других. Вообще, ярга – очень интересный знак. Например, в зависимости от посолони или противосолони (это направленность движения) могут различать знак светлого солнца и темного. Яви (светлый) ассоциируется с созидательной и благотворной силами солнца. Нави (знак темного солнца), напротив, несет разрушения.
  • Дерево (как правило, ель) является символом долгой жизни и системы, взаимосвязи живого мира.
  • Спираль – это символ мудрости. Причем, если выбирают для вышивания синий и фиолетовые цвета – то речь идет о самых сокровенных знаниях. Наиболее мощным знаком, который способен победить силы зла, вышивают красными, белыми или черными нитками.
  • Треугольник. Это символ человека. Обычно треугольник показывают с маленькими точками или кружками у вершины – так показывают общение.

Стили и цветовые решения

Славянские узоры и орнаменты для татуировки обычно выполняются в черно-белых, бело-красных и гораздо реже цветных вариантах. Популярны татуировки с четким графическим изображением основного мотива в черном цвете и добавления красных символов.

https://youtube.com/watch?v=6_Vcz2zkndw

Традиционно первыми славянскими татуировками считаются орнаменты и узоры, влияющие на силу человека в бою, на благополучие семейного очага. К узорам относятся изображения птиц, животных, растений. Такие татуировки имели красочные эскизы и служили для привлечения сил природы.

С приходом христианства в традиционный стиль стали добавлять изображения цветов и крестов, причудливо вплетая их в классический славянский рисунок.

Для славянского орнамента характерна цикличность и квадратность изображаемых символов, напоминающих древнеславянскую вышивку в белых и красных цветах.

К славянскому стилю относят и изображения портретов языческих богов, которые наделяли своей силой носителя татуировки. В современном мире никто уже не стремиться привлечь расположение высших сил, но их колоритные и красочные изображения притягивают своей оригинальностью и выразительностью.

Чаще всего изображались боги — Перун, Дажьбог, Стрибог и Велес, символизирующие воинскую силу и власть. К древнеславянским изображениям относят и символики ветра, дождя, грозы и молнии, а также четыре стихии — вода, воздух, огонь и земля. Эти символы наносились как в цветном варианте, так и в черно-белом.


Славянские орнаменты и узоры для татуировки часто содержат рунические символы

Рунические знаки старославянского алфавита наносились в черно-белом варианте, с четкой прорисовкой линий и теней. Руны относят к самым мистическим изображениям, недаром и в настоящее время много историй о влиянии рун на судьбу человека.

Не имеющие ничего общего с древнеславянской культурой, но прочно вошедшие в современную жизнь как символы исконно русского, являются изображения сказочных и былинных персонажей, а также гжелевские и палехские орнаменты.

Орнаменты XI и XII веков

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

Орнаменты XIII и XIV веков

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

Орнаменты XV и XVI веков

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

Какие бывают знаки

Со значениями узоров немного разобрались, теперь предлагаем отдельно поговорить о знаках.

  • Волнистая линия. Так на вышивке обозначают воду. Вертикальные линии – это дождь. Горизонтальные – реки и подземные воды.
  • Громовник – это шестиконечный крест, который изображают либо в круге, либо в шестиграннике. Итак, знак грома (или Перуна) было принято использовать в качестве оберега от молнии. Еще громовник – оберег для воинов.
  • Квадрат, разделенный на четыре части (вместо квадрата может быть ромб). Так показывается вспаханное поле. Если внутри имеются точки внутри – значит поле засеяно. В целом, это знаки земли и плодородия.
  • Крест в круге или колокрест – это знак солнца. Оберег призван защищать от сил зла. Кроме того, колокрест – это знак закрытости.
  • Крада (или «решетка») является знаком огня. К слову, крадой называется погребальный или жертвенный костер.
  • Крес. Так называют прямой/косой равносторонний крест. И это тоже знак огня, Агуни.
  • Месяц – это знак луны. Подвески в виде месяца называют лунницами.
  • Гребень петуха с семью выступами – это огненный знак.
  • Рог изобилия – богатство.
  • Ярга/коловорот/свастика. Это знак солнца и его богов – Хорса, Даждьбога и других. Вообще, ярга – очень интересный знак. Например, в зависимости от посолони или противосолони (это направленность движения) могут различать знак светлого солнца и темного. Яви (светлый) ассоциируется с созидательной и благотворной силами солнца. Нави (знак темного солнца), напротив, несет разрушения.
  • Дерево (как правило, ель) является символом долгой жизни и системы, взаимосвязи живого мира.
  • Спираль – это символ мудрости. Причем, если выбирают для вышивания синий и фиолетовые цвета – то речь идет о самых сокровенных знаниях. Наиболее мощным знаком, который способен победить силы зла, вышивают красными, белыми или черными нитками.
  • Треугольник. Это символ человека. Обычно треугольник показывают с маленькими точками или кружками у вершины – так показывают общение.

Рубаха

Главным, а иногда и единственным предметом одежды была рубаха. На протяжении всей жизни ее носили воины и пахари, женщины и мужчины.

Шили рубахи из холста и шелка, из привозной и домашней ткани, в зависимости от назначения. Нижнюю рубаху, срачИцу, (похоже на «сорочку»), делали из тонкого отбеленного полотна, а верхнюю — верхницу — из более плотной материи, часто цветной. Рубаха могла быть длинной, до пят, или короткой, чуть закрывавшей грудь. Такую рубаху называли «рукава». Шили и составные рубахи: верх из дорогой ткани с богатой отделкой, а нижнюю часть — из домотканого холста. А вот покрой рубахи был одинаковым. Ткани в древности имели небольшую ширину, поэтому для шитья одежды из приходилось стачивать.

Обережная славянская вышивка

Вышивка крестом оберегает от злых духов и людей.

Такая символика имеет свои особенности. Нужно не просто владеть техникой вышивки, но и правильно подбирать цвета, материалы и схемы расположения рисунков на ткани.

Особенности орнаментов

Славянская обережная вышивка относится к декоративно-прикладному искусству. Ее отличительная черта — это выполнение узоров красными и черными нитями.

Самыми популярными были и остаются такие рисунки:

  • линии;
  • кресты;
  • ромбы;
  • абстрактные изображения стихий, солнца, колосьев и пр.

Некоторые славянские народы изображали деревья и цветы, животных и птиц, а иногда даже человеческие фигурки.

При создании орнамента использовались такие техники и швы:

  • счетная гладь;
  • козлик и др.

При создании орнамента использовалась счетная гладь.

Условия создания оберега

Чтобы оберег смог защитить от бед и привлечь в жизнь удачу, во время вышивания нужно соблюдать правила:

  1. Подобрать подходящий цвет с учетом особенностей наносимых символов.
  2. Вышивать только в позитивном настроении и добром здравии.
  3. Нельзя слушать громкую ритмичную музыку. Лучше на время работы погрузиться в полную тишину.
  4. Не следует вышивать во время недомогания и в критические дни.
  5. Согласно древним традициям, нельзя использовать пяльцы.
  6. Делать стежки нужно из центра изделия.
  7. Нельзя пользоваться ножницами для обрезания нити. Ее отжигают над огнем свечи.
  8. Никто не должен видеть незаконченный оберег.
  9. Символы наносят непосредственно на одежду. Нельзя пришивать ткань с узорами к готовому изделию.
  10. Не изготавливают оберег самому себе. Предпочтительно, чтобы его сделал кровный родственник.
  11. Нельзя принуждать другого человека вышивать для себя оберег.
  12. После окончания процесса талисман нужно обязательно активировать с помощью соответствующей стихии.
  13. Такие амулеты делают исключительно бесплатно и по доброй воле.

Вышивать можно только в хорошем настроении.

Древние считали, что через край одежды (подол, края рукавов, ворот) могут проникнуть злые силы, и поэтому эти части одежды необходимо было защищать вышивкой.

Орнамент (от греч. «ornamentum») украшение.

На Руси употребляли слово «узор».

«Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» — увидеть. Увидеть красоту.

В славянском орнаменте красный – главный цвет.

Геометрический орнамент присущ всей славянской мифологии.

Ромб — самый распространенный орнамент вышивки всех восточнославянских народов.

Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие.

Ромб с продленными сторонами – символ венца сруба деревянного дома.

Ромб поделенный внутри на 4 части — вспаханное поле.

Ромб с точками внутри – символ засеянного поля.

Ромб с крючками вверху и в низу (ромб-лягушка) – символ женского начала в природе (плодородие, рождение детей).

Крест с загнутыми концами (солярный знак) — символ солнцеворота, смены дня и ночи.

Существует большое разнообразие исполнения и два направления вращения.

Горизонтальная волнистая линия — символ воды.

Прямая горизонтальная линия — символ земли.

Женская фигура с воздетыми к небу руками стоит в центре узора

и главенствует над окружающими ее животными и растениями – символ Матери-Земли.

У ее ног зубчатая линия – вода.

Восточнославянская богиня Берегиня, или Мокошь (Макошь), считалась покровительницей воды, семейного очага, плодородия.

«Жар-птица» — вешнее солнце.

Конь – хранитель домашнего очага. По поверью конь участвовал в передвижении солнца по небу.

Орел, сокол, петух – в разных районах России эти три птицы символизировали собой огонь.

«Пара птиц» — символ жениха и невесты.

Цветочные орнаменты – процветание, богатство, рождение детей.

Разнообразные растения встречаются в вышивке в зависимости от местности.

На юге – розы, барвинок. В средней полосе – василек, папоротник, на севере – хвойные веточки.

Изображение священного дерева встречается у многих народов.

На Руси священным деревом была береза.

Украинской вышивке присущи такие растительные орнаменты:

«Виноград», «Хмель», «Дубовые листья», «Барвинок», «Розы», «Смородина», «Калина», «Лилия».

«Барвинок» — символ неувядающей жизни.

«Яблочный круг» разделенный на 4 части и противоположные части,

выполненные в одном цвете – символ любви.

«Виноград» — символ семьи.

«Звезды» — символ Вселенной.

«Лилия» — символ девичьей чистоты и невинности.

«Дуб» — символ мужской энергии, жизни.

«Хмель» относиться к свадебной, молодежной символике.

«Древо жизни» — древний символ изображался в виде стилизованных листьев и веток.

Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.

Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.

Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Конь – оберег домашнего очага, символ добр

Древо – символ жизни, единства рода.

Вода– живительная сила.

Огонь – очистительная сила.

ИСПОЛЬЗОВАЛА МАТЕРИАЛЫ С САЙТОВ: http://www.korolevstvo-masterov.ru/66-vyshivka/70-sxemy_krest/71-ornamenty/ И

http://festival.1september.ru/articles/525190/

liveinternet.ru

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.

  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.

Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.

Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.

Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.

Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.

Сложные ажурные обвязки

При вязании некоторых изделий используют красивые ажурные обвязки краев. Выглядит такая кайма оригинально и внешне напоминает дорогое кружево. Выбирая способ обвязки, следует учитывать назначение и фасон изделия.

Для обрамления скатертей, декоративных салфеток, пледов, покрывал или занавесок можно подобрать подходящую по стилю и узору схему. Сложность вязания и ширина будет зависеть от уровня мастерства и опыта вязальщицы.

Ярким акцентом может стать отделка в технике филейного вязания. Когда путем чередования пустых и заполненных клеток можно выполнить самые оригинальные орнаменты. Это могут быть не только мотивы растительной тематики, а также птицы, животные, дельфины, сердечки, короны и многое другое.

Животные

  1. Бык – знак Велеса.
  2. Волк – знак Ярилы.
  3. Ворон — знак мудрости и смерти.
  4. Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
  5. Змей – знак Земли, мудрости. Связан с Нижним Миром.
  6. Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
  7. Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
  8. Медведь – знак Велеса.
  9. Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
  10. Орел – знак Грома, Перуна.
  11. Петух – знак Огня, Агуни.
  12. Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.

Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX — начало XX в. Псковская губерния, Порховский уезд. Шитье тамбуром.

Сила вышивной обереговой атрибутики ↑

Многие из нас задаются вопросом, как же простой вышитый оберег может обеспечить мощную защиту от черной магии? Оказывается, все не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Все традиционные рисунки, схемы вышивки появились не просто так, и не случайным образом они сочетают в себе определенную цветовую гамму, геометрическую фигуру и символику. В каждом знаке, крестике заложен свой смысл. Обереговая атрибутика, в большинстве своем, обращена к языческому божеству, и характеризуется вашим почитанием и просьбами о защите.


Вышивки оберега несут в себе мощнейшую энергетику

Вышивки оберега несут в себе мощнейшую энергетику:

Вы собственноручно изготовили оберег. Такой вариант является наиболее предпочтительным. Именно руками женщин изготавливаются сильные обереги. Представительницы прекрасного пола должны делать такие предметы для себя и для своей семьи. Испокон веков женщин считали хранительницами домашнего очага, защитницами покоя в доме. Матеря и жены своими руками создают очень энергетически ценные предметы, которые сами по себе выступают в качестве оберегов. Но вместе с тем, каким бы мощным не был бы атрибут, без веры в мощь Высших Сил, у вас ничего не получится.
Символы. Символика божества указывает на ваше предпочтение, просьбы о защите и поддержке

Поэтому если вы хотите вышить такой обереговый атрибут, важно соблюдать все правила и каноны создания языческого оберега. Только так он будет «работать».
Формат вышивок

Вышивка обереги – одновременно сложный и простой процесс. Такая символика имеет очень сильную энергетику. Рисунок складывается из небольших крестов. Так, крест – один из важных знаков православного, языческого и древнего мироздания. Чем объемнее вышивка крестом, тем мощнее защита от проделок нечистого.

Таким образом, от вышивок-оберегов человек получает защиту Высших Сил, когда носит на себе талисманы, обереги, вышитые собственноручно. Можно наносить обережную вышивку не только на предметы одежды, но и на постельное белье, занавески, платочки и т.п. Каждый из этих предметом убережет от порчи, сглаза, отрицательной энергетики.

Древняя славянская культура в узорах и орнаментах

Славянские узоры вобрали в себя множество сакральных, магических смыслов, обладают особой энергетикой. Знаками пользовались волхвы для таинств и обрядов. С их помощью шаманы могли стирать границы между мирами и путешествовать в темный или светлый мир, общаться с богами, отдавать дань и уважение силам природы.  Человек, живший среди природы, непрерывно наблюдал за ней, переносил ее линии на ткань, посуду, предметы быта. Каждая черточка была неслучайной и наделялась своим значением. Орнамент помогал древним славянам защищать жилище, себя и свою семью, для этого узоры наносили на оконные, входные проемы, одежду, рушники.

Главные условия создания оберега

Вышивка крестом и в наши дни считается великой защитницей, но чтобы рисунок обрел силу, нужно вышивать по следующим правилам:

  • Запрещено изготавливать оберег себе.
  • Лучшее решение, если вышивку сделает своими руками кровный родственник.
  • Нельзя заставлять делать вам оберег.
  • К выбору рисунка и цвета нужно подойти серьёзно, предварительно изучив все тонкости.
  • Вышивается в хорошем настроении, с добрыми мыслями о человеке, кому изготавливается оберег.
  • Исключите шум, громкую музыку. Должно быть полное погружение в процесс создания вышивки.
  • Оберег не вышивается в момент болезни и критические дни.
  • Женщины-славянки не пользовались пялами, символы в этом случае считались простым украшением.
  • Стежки начинают шить с центра изделия.
  • Не желательно применять ножницы, нить рекомендуется «отжигать» над пламенем свечи.
  • Незаконченный оберег прячьте от чужих глаз.
  • Сшивать вышивку не следует, узор выполняется на готовом изделии, наметив на выкройке расположение знаков.

Талисман нужно будет активировать. В обряде используйте материалы соответствующие стихии обережного символа.

  • Огонь — подержать над пламенем свечки. Делать нужно аккуратно, чтобы не поджечь.
  • Земля — насыпать на какое-то время щепоть или потереть камнем.
  • Вода — обрызгать или промыть под проточной, затем просушить на солнце.
  • Воздух — можно подуть на амулет, подержать у открытого окна.

Магия жилища

Вышивание крестом испокон веков считалось искусством, а обереги вышитые – эффективной защитой от темных сил. Практически во всех домах славян был специальный оберег так называемого домашнего очага. Этот магический предмет охранял спокойствие и благополучие всей семьи и дома.

Как правило, крестом можно вышить для защиты домашнего очага огонь. Вышивка обереги огня должна быть красно-оранжевого цвета. Полотно рекомендуется расположить в гостиной или на кухне. Также символом домашнего очага считается изображение на полотне дома.

Вокруг дома вышивается красивый сад или дерево, которые будут символом здоровья и благополучия. На полотнах домашнего очага дерево может быть знаком продолжения рода. Солярные знаки — символы вечности и целостности, спирали – знаки мудрости и интуиции, а квадраты привлекают материальный достаток и благополучие.

Простая ажурная кайма

Для простой ажурной каймы потребуется умение вязать всего несколько основных элементов. Она состоит из СБН, ССН и ВП.

Вяжут такую кайму следующим образом:

  • Первый ряд полностью состоит из простых СБН. Началом ряда служит одна ВП подъёма;
  • Второй ряд начинают также с петли подъёма, затем делают один СБН в основание петли предыдущего первого ряда и вяжут «арочки» из трех ВП, пропускают две петли, в третью провязывают СБН. Продолжают до конца ряда, чередуя цепочки ВП и 1 СБН, пропуская по 2 столбика в первом ряду;
  • В начале третьего ряда провязывают цепочку из четырех ВП, которую закрепляют СБН, его провязывают в первую арку предыдущего ряда. Следующая цепочка из трех ВП заканчивается СБН, провязанным в следующую «арочку» второго ряда. Завершают ряд вязанием ССН в петлю предыдущего ряда;
  • Четвертый и последний ряд начинается с ВП и СБН, провязанный в последнюю петлю третьего ряда. Далее переходят к формированию основного узора, а именно — провязывают 8 ССН в арку предыдущего ряда, в следующую арку из ВП провязывают один СБН. Получается «ракушка», закрепленная с помощью СБН. Продолжают вязание ряда путем чередования восьми ССН и одного СБН в арочки предыдущего ряда.

Такую тесьму можно пришить к изделию, либо провязать на ткани первый ряд, после чего приступить к вязанию узора.

Узоры и их символизм

Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.

Основными знаками считаются:

  • солнце – изображалось кругом, кругом с прямым или косым крестом, знаком свастики (сварги, коловрата). Орнамент может состоять из прямых или кривых линий, иметь в основе круг или квадрат, одинарные или сдвоенные контуры. Обычно вышивается красным цветом;

  • земли – прямые горизонтальные линии. В значении «засеянное поле» изображался разделенный на четыре части ромб с точками в каждой части. Этот же символ означал беременную женщину. При сочетании с другими элементами рисунка вышивается черным, реже красным;

  • воды – волнистые горизонтальные линии. Могут модифицироваться в горизонтально расположенный одинарный, двойной, многократный зигзаг. В сочетании с ромбами – орошенная, плодородная земля. Вышивается синим или в основных цветах вышивки;

  • огня – четко различался огонь земной (костер, разведенный человеком) и огонь небесный (молния, знак Перуна);

  • мирового древа, дерева жизни. Схожие знаки использовали для изображения родословного древа. Отдельные элементы показывали родственные связи, семейное положение членов рода, их возраст и другие характеристики;

  • знаки богов. На свадебных рушниках чаще всего изображали Ладу – богиню любви и семейного счастья, Макошь – богиню плодородия, подательницу жизни, Рожаниц.

Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:

  • птицы – повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, разделенную любовь;

  • цветы, ягоды, листья – знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака. Особенно часто вышиваются ягоды калины и винограда, листья винограда, дуба, розы, лилии;
  • знаки плодородия и согласия (Макошь, Лада), солнца и добра (коловрат);

  • семейное древо. По традиции невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное древо, оставляя другой конец пустым. После сговора (помолвки) заполнялся и второй конец полотенца – там красовалось родословное древо жениха.

Для мужчин

Вышивание мужских оберегов совершенно отличается от женских.

Выполнить мужчина их не сможет, но доверить такую работу стоит только проверенным людям. Например, особой защитой и энергетикой наделяет мужской оберег материнский ниточный рисунок. Вышивка дарит силы противостоять не только врагам, но и потусторонним силам, а также защитит от врагов и стрел.

Для мужа может выполнить и жена особый орнамент-оберег. Зная славянские амулеты и их толкование, можно сочетать одновременно несколько узоров. В таком случае мужские обереги в виде вышивки станут мощной энергетической защитой от всех возможных проблем и напастей, с которыми только может столкнуться мужчина в жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кожаная школа рукоделия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: